• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Девиз программы: LIBERTY, INTEGRITY, CREATIVITY

LIBERTY — мы разделяем идеалы “liberal arts education”: диалогичность, гражданственность, открытость миру.

INTEGRITY — наши студенты поступают к нам и учатся честно.

CREATIVITY — наука – это творчество, а не рутина; наши студенты становятся самостоятельно мыслящими экспертами.

Миссия

Программа нацелена на подготовку филологов нового поколения и представляет собой уникальную систему подготовки студентов по русской и сравнительной филологии. Суть такой подготовки состоит не в навязывании готовых идей и научных парадигм (как это обычно принято в большинстве российских вузов), а в том, чтобы обеспечить студентов необходимыми знаниями, дать им ясное и полное представление о различных, часто полярно противоположных традициях, научных воззрениях и школах, сформировать базовый исследовательский инструментарий студента, благодаря которому он смог бы самостоятельно изучать ту или иную лингвистическую или литературоведческую проблему, выдвигать и испытывать гипотезы, развивать собственную  научную парадигму.

При создании данной программы было реализовано стремление сохранить те черты, которые традиционно составляют сильную сторону университетских программ по филологии, а именно, внимательное отношение к прочтению литературных текстов и сильную лингво-филологическую подготовку. Вместе с тем, первостепенной задачей было привить к этой солидной филологической основе интеллектуальные принципы «свободных искусств» в области гуманитарного  образования (liberal arts education), в значительной степени утраченные (как и сам термин) в советскую эпоху. Важнейшими чертами данной образовательной стратегии является представление о плюрализме и подвижности культурного пространства, в рамках которого различные теоретические идеи, эстетические движения, исторические традиции, социальные заказы сосуществуют в свободном взаимодействии.

Обучение разделяется на два сегмента, «литературоведческий» и «лингвистический». Однако, в отличие от обычной практики, строго дифференцирующей подготовку литературоведов и лингвистов, новая программа по филологии предусматривает диффузию этих направлений. В течение первых двух лет обучения будущие бакалавры получают базовую подготовку в дисциплинах общего филологического цикла, объединяющих будущих литературоведов, историков культуры и лингвистов. На третьем и четвертом курсе студенты продолжают обучение в рамках одной из двух концентраций: «Русская и мировая литература» и «Лингвистика и семиотика культуры».

Программа предполагает тесное взаимодействие образовательного и научного процессов, стимулирует участие студентов в различных научных проектах и формирует навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

Кто преподает

К преподаванию по программе «Филология» привлечены лучшие силы мировой филологической науки. Среди организаторов и профессоров программы — преподаватели Колумбийского и Лозаннского университетов, университетов Нью-Йорка и Чикаго, Дартмутского колледжа, НИУ ВШЭ в Москве и СПбГУ.

Актуальность подготовки

Современное состояние рынка труда и характер актуальных исследовательских задач в области литературоведения и лингвистики требует от студентов совершенно иной, чем это было в советское и постсоветское время, подготовки. От студентов ожидается высокий уровень самостоятельной научно-исследовательской работы, а также достаточно высокая языковая компетенция, умение работать с разноязычным материалом, с большими электронными базами данных и владеть самыми современными методами анализа текста. В направлении достижения этих актуальных задач и сформирована настоящая программа. Она призвана подготовить конкурентноспособных специалистов мирового уровня в области лингвистики и литературоведения.

Выпускник даннной программы не только должен обладать солидным багажом знаний, но также уметь применять эти знания на практике, в частности, в собственных научных исследованиях. Современный филолог должен иметь навыки самостоятельной научной работы с любым типом дискурса, уметь анализировать разноязычный материал, проводить сравнительные исследования на больших текстовых корпусах, владеть новыми методами и современной техникой работы с текстом. Выпускник нашей программы сочетает в себе навыки лингвиста и литературоведа и является настоящим экспертом в выбранной им области.

Основные принципы нового бакалавриата по филологии

Компаративизм

Филолог — это homo comparans. Привлечение сравнительного материала является залогом убедительности любого исследования в гуманитарных науках. Поэтому компаративизм заложен в основу обучения бакалавров уже с первого курса. Студенты изучают Пушкина наряду с Байроном и Мицкевичем, Толстого и Достоевского наряду с Бальзаком и Флобером, Серебряный век русской поэзии — в контексте мирового модернизма, структуру русского языка — в сопоставлении с языками России и мира, письменные формы речи — в соотнесении с устными.

Параллельное изучение языка и литературы

Лингвистика и литературоведение связаны как предметом исследования (типы использования языка), так и своей историей (русский формализм, структурализм). Следуя традиции отечественной филологии, не допускающей размежевания между гуманитарными и социальными науками, студенты бакалавриата получают фундаментальные знания в области теории и истории языка, русской и мировой литературы, знакомятся с современными методами сравнительного изучения дискурса.

История культуры и семиотика

Исследование дискурса неразрывно связано с интерпретацией культурных процессов, историей личности и общества. Поворот к истории культуры в советской и российской филологии в конце XX века происходил под эгидой общей науки о знаках — семиотики, исходно развивавшейся в тесном контакте с лингвистикой. Петербургский бакалавриат по филологии во многом наследует тартуской школе, связанной с именами Ю. М. Лотмана, Б. М. Гаспарова, Б. А. Успенского и В. М. Живова.

При создании данной программы учтен опыт ведущих американских, западно-европейских и российских университетов. Наряду с классической профессиональной подготовкой специалистов по филологии будущим бакалаврам предстоит освоить новейшие методы и навыки аналитической работы в области истории и теории культуры, семиотики, герменевтики, источниковедения, когнитивной науки, визуальных исследований. Существенная часть курсов читается целиком на английском языке. Помимо английского, студенты изучают французский либо немецкий язык (по выбору), латынь, а также древнегреческий или арабский язык (в качестве факультативов).