Учеба без границ: как проходит международный обмен в условиях пандемии?
Интервью с участником программы международной студенческой мобильности - Теплухиной Евгенией
Евгения Теплухина, 4 курс, Friedrich-Schiller-Universität Jena
1. Женя, расскажи, пожалуйста, о своем университете, который ты выбрала.
Это университет Фридриха Шиллера в небольшом городке Йена, в Тюрингии (Федеральная земля в Германии). В основном там представлены технические специальности, гуманитарные факультеты не такие большие, но далеко не заброшенные по преподавательскому составу и техническому оснащению корпусов. Университет огромный, пятая часть населения города - студенты, поэтому помимо учебы есть множество возможностей для получения нового опыта.
2. Чем ты руководствовалась при выборе университета для мобильности?
Было множество аспектов.
1. Страна. Она должна была быть немецкоязычной, поскольку в ВШЭ мы учим немецкий с 1 курса, и мне хотелось закрепить знания в среде.
2. Бюджет. Германия - самая дешевая из немецкоязычных стран.
3. Университет, который даст Эрасмус (стипендия, покрывающая расходы студентов, принимающих участие в обмене в европейском университете).
4. Проверенный опыт. На мобильности в этом же университете была моя соседка по комнате в общежитии. Я знала, к кому обратиться с вопросами, слышала много хвалебных отзывов и понимала, что поеду в место, с которым максимально смогу познакомиться заранее.
3. Как ты решилась поехать в другую страну, учитывая обстоятельства в мире?
Я их просто не учитывала. Я сказала себе, родителям, учебному офису, международному отделу принимающего университета, что поеду в любом случае. И все же, я не могла подумать, что вторая волна может быть настолько жестче первой.
4. Главный вопрос: как повлияла текущая ситуация в мире на твой опыт академической мобильности?
Она все перевела в slow-motion. Добиралась до Германии суммарно 2,5 дня с пересадкой в Турции. Делала основные документы 2 недели вместо одного дня. Дополнительные бумаги шли мне почтой еще месяц. Познакомилась лично с некоторыми из одногруппников только спустя 2 месяца учебы.
С другой стороны, она идеально повлияла на учебу. Первую часть семестра я ездила в университет 2 раза в неделю - достаточно, чтобы не устать от людей и общественного транспорта. Вторую часть провожу полностью на онлайне, но уже прошел самый сложный период адаптации, уже есть знакомые, с которыми можно куда-то выйти. Онлайн-формат очень повлиял на мои навыки планирования и самодисциплины, думаю, я продвинулась в этом намного дальше, чем за первые 3 курса вместе взятые.
Плохо только то, что закрыты другие страны Европы. По своей земле я успела попутешествовать осенью, заглянула даже в Мюнхен в соседней Баварии, но все равно большая часть Германии и соседних стран закрыты для путешествий.
Я нахожу в этом плюсы - повод вернуться, перераспределение трат в личном бюджете в свою пользу.
5. Нравится ли тебе, как организован дистанционный учебный процесс в Германии?
Учитывая, что половину преподавателей и одногруппников я все-таки успела увидеть лично, то да, нравится. Не знай я их в жизни, может быть, отнеслась бы ко всяким заминкам в зуме с бОльшей критикой. Но образовательная платформа Moodle и собственный портал университета, где есть все, от адресов всех корпусов до ведомостей с твоими оценками, жутко удобные и интуитивно понятные в использовании.
6. Как ты в итоге оцениваешь свое решение?
Только положительно!