• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эрмитаж и Медиаком: продвигаем инклюзивные и просветительские проекты

Студенты образовательной программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ уже второй год подряд создают медиаконтент для ведущего музея страны

В декабре стартовал третий сезон «Проекта Медиакоммуникации» – образовательного ноу-хау Департамента медиа НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, позволяющего студентам получать профессиональный опыт в реальной медиаиндустрии и наполнять своё портфолио во время учёбы. В течение пяти месяцев они будут создавать текстовый и аудиовизуальный контент, вести соцсети, разрабатывать и реализовывать PR-стратегии и проводить мероприятия для настоящих заказчиков из числа организаций-партнёров Медиакома. Среди них – культурные институции, НКО, частные компании, коммуникационные агентства, средства массовой информации и т.д. 

Один из важнейших партнёров образовательной программы «Медиакоммуникации» – это Государственный Эрмитаж, который уже второй год подряд приглашает на практику студентов-медийщиков. В этом году начало практики получилось особенно торжественным. Студенты 1, 2 и 3 курсов, которые прошли конкурсный отбор на эрмитажные медиапроекты, приняли участие в серии культурных мероприятий в рамках Дней Эрмитажа

Культурную программу, приуроченную к 260-летию музея, открыл оркестр Capriccio Italiano под руководством маэстро Кристиана Делизо. Студенты Медиакома в числе других гостей Эрмитажного театра услышали концерт Джованни Паизиелло, придворного музыканта Екатерины II. Кроме того, медийщики побывали на пресс-показе и открытии новой масштабной выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия». 

Центральным событием программы стала ежегодная пресс-конференция директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского. В ходе общения с журналистами он рассказал о международных проектах музея, археологических экспедициях и новых выставках, а также о проектах в цифровом музейном пространстве «Небесный Эрмитаж». 

Сразу после пресс-конференции студентка 2 курса Медиакома Светлана Ягодзинская смогла задать Михаилу Борисовичу вопрос о том, как цифровизация влияет на восприятие художественных объектов: не лишает ли она экспонаты подлинной ауры? 

Михаил Борисович Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа 
«Художественные объекты ничего не теряют. Точно так же, как они не теряли, когда появилась гравюра, фотография и репродукция. Наоборот, цифровизация – это только помощник для того, чтобы увидеть, ощутить и познать. Но проблема в том, что половина людей особенной ауры даже не ощущает. Понимать разницу между подлинником и копией могут не все. А происходит это в результате воспитания, которое подразумевает и впечатление от подлинной вещи, и рассказ о ней, в том числе с помощью технологий. Так что всё зависит от человека, от его воспитания. Нужно делать так, чтобы технологии нам только помогали». 

В этом учебном году студенты Медиакома планируют реализовать три крупных проекта под руководством опытных наставников из числа музейных сотрудников. Вместе с отделом «Эрмитаж-медиа» они будут создавать посты, верстать информационные карточки для соцсетей, писать репортажи и снимать видео для сообщества, посвящённого инклюзивной деятельности музея. Миссия проекта – сделать эрмитажные экспозиции доступнее для людей с особыми потребностями. 

Ксения Андреевна Луговская,
заместитель начальника отдела «Эрмитаж-медиа»
«Инклюзия уже стала важным направлением музейной деятельности в мире, и Эрмитаж уделяет таким проектам особое внимание. Организация лекций на русском жестовом языке, интеграция в экспозиции тактильных моделей, сотрудничество с благотворительными фондами – это лишь часть инициатив музея. Более активная медиатизация инклюзивных проектов – это следующий этап работы. Мы бы хотели, чтобы студенты образовательной программы «Медиакоммуникации» не только получили полезный опыт, но и стали на время практики частью нашей команды, познакомились с профессионалами из разных областей музейного дела и поучаствовали в реализации социально значимого проекта».

Для Лектория Государственного Эрмитажа студенты Медиакома создадут серию материалов в самых разных жанрах и форматах. Среди них – фото- и видеоконтент о мероприятиях, разработка дизайна информационных карточек о лекциях, съёмка и монтаж онлайн-экскурсий для детей и взрослых, а также производство афиш, буклетов и презентаций. 

Екатерина Владимировна Рощина,
заведующая сектором по организации работы Лектория Эрмитажа 
«Лекции об искусстве читаются в Эрмитаже практически ежедневно и рассказывают об истории мирового искусства и культуры. Мы постоянно ищем технологии, которые помогут привлечь новую аудиторию и сделать лекции об искусстве более доступными и интересными для широкой публики. Нам интересно поработать с будущими создателями медиаконтента, получить свежие идеи по представлению информации о лекциях. Со своей стороны мы надеемся, что студенты получат бесценный опыт и навыки, которые будут полезны для их будущей карьеры»

По случаю 100-летия Научно-просветительного отдела Эрмитажа планируется разработка фирменного мерча, вёрстка информационных карточек и съёмка небольших клипов и портретных интервью, посвящённых его сотрудникам. Многие из них работают в музее десятилетиями и могут поделиться со зрителями уникальным жизненным и профессиональным опытом. Идея проекта – представить широкой публике всё разнообразие деятельности отдела как в исторической перспективе, так и в наши дни.

Марина Александровна Чекмарёва,
методист 1 категории научно-методического сектора Научно-просветительного отдела (НПО)
«Мы надеемся, что этот проект будет интересен студентам и полезен Эрмитажу. Современные медиа формируют представление о музее, его работе, открытости. Одной из важнейших миссий сотрудников нашего отдела – экскурсоводов и методистов – всегда было создание коммуникации между посетителем и Эрмитажем. Вместе со студентами мы хотим совершить путешествие во времени и показать, как меняется Научно-просветительный отдел и его работа, как мы сберегаем свои традиции и сохраняем актуальность. Таким образом мы вносим свой вклад в образ вечного и всегда нового Эрмитажа».

В прошлом учебном году студенты Медиакома приняли участие в создании  медиапроекта, посвящённого  Галерее Драгоценностей, одной из постоянных экспозиций музея. Почти за 3 месяца работы начинающие медийщики создали промо-ролик, лендинг, фильм о жизни кладовой, опубликовали  более 40 постов, среди которых лонгриды, вертикальные видео, карточки и другие форматы.

Каждый четверг студенты вместе с сотрудниками  отдела «Эрмитаж-медиа» проводили рабочие встречи. Они проходили не просто в офисе,  а в историческом помещении  Зале Витте. Вместе с опытными эрмитажниками команды обсуждали идеи, разбирали материалы, составляли и реализовывали контент-планы. 

Студенты смогли примерить на себе роль работника Эрмитажа, освещающего его деятельность, увидели внутреннюю жизнь музея, побывали в реставрационной мастерской и других закрытых для обычных посетителей помещениях. И всё ради того, чтобы рассказать об интереснейших экспонатах Бриллиантовой и Золотой кладовых.

Екатерина Олеговна Подберёзко,
менеджер отдела «Эрмитаж-медиа»
«Проект действительно непростой и максимально направленный на получение практических навыков. Несмотря на то, что девушкам действительно пришлось столкнуться со многими трудностями настоящей работы с соцсетями, я уверена, что этот опыт очень поможет им в будущем. Ну, и возможность поработать с Государственным Эрмитажем в 18-19 лет выпадает не каждому, и мне кажется, что студенткам крупно повезло с этой практикой. Для Эрмитажа проект оказался довольно удачным. В его рамках мы смогли взглянуть на Галерею Драгоценностей под другим углом, глазами студентов и посетителей, а это всегда полезно».
Виктория Калашникова,
студентка 2 курса бакалаврской программы «Медиакоммуникации»
«Практика получилась очень продуктивной. Перед нами стояла сложная задача: создать уникальный медиапроект и при этом соблюсти все требования и ограничения заказчика. А это далеко не всегда было легко. Приходилось искать компромиссы, учитывая мнение всей команды и сотрудников музея. Иногда мы с командой приходили в музей по 4-5 раз в неделю!» 
Анастасия Волк,
студентка 2 курса бакалаврской программы «Медиакоммуникации»
«Необычно и непривычно! Я даже не думала, как много работы приходится выполнять медиаотделу до того, как начался проект. Как постоянные работники, так и студенты придерживаются задаваемой Эрмитажем планки: вся информация должна быть проверена несколько раз. До публикации пост посмотрят: редакторы, кураторы, работники кладовых, хранители и, возможно, заведующая Галерей Драгоценностей. Такая большая цепочка согласований обеспечивает качество публикаций, но в то же время сильно затрудняет работу. Мы прошли челлендж: работа в большой команде – 8 человек, по 4 на каждую кладовую. Мы стали более рационально подходить к проблемам и решать их слаженно. Итогом нашей многочасовой работы стала группа «Галерея Драгоценностей», которую вы можете увидеть на платформе ВКонтакте. Это уникальный опыт, который помог понять структуру государственного учреждения, поработать в большой организации и приложить руку к созданию контента для самого Эрмитажа».
Екатерина Александровна Шарова,
начальник отдела «Эрмитаж-медиа», куратор проекта
«Я очень рада, что Эрмитаж присоединился к этой инициативе Высшей школы экономики. Для нас это был первый опыт в реализации такого вида практической работы со студентами, разительно отличающийся от стандартной учебной практики.  Но нам невероятно повезло со студентками, которые со всей ответственностью погрузились в музейную жизнь, а самое главное – столкнувшись с трудностями реальной жизни, не опустили руки и реализовали всё на высшем уровне. Отдельно стоит отметить, что участники команд познакомились с музеем изнутри, увидели, как он живёт, узнали намного больше, чем обычные посетители – и транслировали свои новые знания в создаваемом ими контенте».