• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студент как пользователь ИИ: соблазны и разочарования

Студент как пользователь ИИ: соблазны и разочарования

28-29 марта в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялась II Международная научная конференция «Цифровая идентичность и цифровая репутация». Заключительным мероприятием этой конференции стал экспертный круглый стол «Цифровой университет в меняющемся мире», на котором доцент департамента медиа НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, кандидат психологических наук Елена Кудрявцева выступила с сообщением «Студент как пользователь ИИ: соблазны и разочарования».

В своем выступлении Елена Игоревна рассказала о четырех психологических моделях деятельности с использованием искусственного интеллекта. Елена Игоревна подчеркнула, что две модели – пользовательская и имитационная - вызывают наибольшие опасения экспертов в области когнитивного знания, и именно эти модели являются наиболее распространенными в студенческой практике.

Как показывает практика, соблазнами эксплуатации указанных моделей деятельности является очевидная скорость получения результата и легкость обнаружения источника сведений. Неочевидными, но неизбежными разочарованиями становятся оценки результатов извне – как со стороны преподавателей, так и со стороны заказчиков тех или иных продуктов или проектов.

Участники круглого стола согласились с тезисом о том, что ключевой проблемой пользователя систем ИИ является замена собственных когнитивных усилий на неявные для пользователя алгоритмы. Задачей преподавателей становится обучение студентов критериям вычисления бессодержательного, бессмысленного и имитирующего, что должно лечь в основу программ учебных дисциплин, как собственно «Цифровой грамотности», так и профильных, общеакадемических курсов.