• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиаобразование будущего: теория или практика?

Медиаком провёл первый вебинар с Университетом Беннета

Медиаобразование будущего: теория или практика?

Представители НИУ ВШЭ, Bennett University и их индустриальные партнёры обсудили будущее медиаобразования в России и Индии. В ходе онлайн-дискуссии эксперты затронули ключевые проблемы, которые сегодня встают как перед учебными заведениями, так и перед медиасообществом. Что важнее для будущих медийщиков – теория или практика? Как достичь между ними баланс? И какой должны быть теоретические и практикоориентированные предметы в эпоху цифровизации, новых медиа и экспансии технологий web 2.0?

Вебинар модерировали: с российской стороны – руководитель учебного офиса бакалаврской программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Оксана Арутюнян, а с индийской –  профессор Университета Беннета Гаури Чакраборти.

Редактор индийского делового издания Moneycontrol Налин Мехта высказал мнение, что медиаиндустрия сегодня остро нуждается в хорошо подготовленных кадрах, которые «обладают как жёсткими, так и мягкими навыками».

– Сегодня перед университетами, выпускающими журналистов, пиарщиков, рекламщиков, стоит сложная задача – успеть за технологическим прогрессом. Выигрывать будут те учебные заведения, которые быстрее других адаптируются к переменам. Поэтому медиаобразованию важно находится в постоянном контакте с отраслью, приглашать к преподаванию специалистов и проводить мастер-классы.  Впрочем, без хорошей теоретической подготовки и мягких навыков в нашей отрасли тоже нельзя добиться успеха, –  отметил эксперт.

Декан Школы медиа Университета Беннета Санджив Ратна Сингх в целом согласился с редактором Moneycontrol, но подчеркнул, что студентам важно видеть перед собой в аудиториях разных преподавателей с разным профессиональным и жизненным опытом.

– В медиаобразовании нет и не может быть единого подхода. Одни университеты делают основную ставку на медиаисследования и продвигают науку, а другие позиционируют себя как кузницу кадров для медиаиндустрии. Я считаю, что мы должны искать и находить баланс между этими двумя подходами. А для этого вести занятия должны разные люди: учёные, которые читают лекции, и практики из отрасли, которые учат создавать востребованный контент, – подчеркнул представитель индийского вуза.  

Сотрудник пресс-службы Государственного Эрмитажа Александр Ефимкин подчеркнул, что при подготовке медийщиков учебные заведения должны определиться, кого они готовят – медиаисследователей или медиапрактиков.

 – Исследовать медиа и создавать медиаконтент — это не одно и то же. Это две разные специальности. В пресс-службе Эрмитажа большинство сотрудников не имеют журналистского образования, но они прекрасно разбираются в истории и искусстве, обладают хорошими коммуникативными способностями. Подготовка журналистов не должна чересчур полагаться на практику. Прикладные знания быстро устаревают, а освоение новых зачастую не требует академического подхода. Поэтому полноценное изучение лингвистики, философии, истории и других гуманитарных предметов так важны. Они дают образованность — единственный инструмент журналиста, не подверженный воздействию времени.

Академический руководитель бакалаврской программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаил Тюркин считает очевидным, что  гармония между практикой и теорией – ключевая задача современного образования. Но и то, и другое с его точки зрения должно быть ориентировано на медиареальность XXI века.

 – Как говорил Суворов, теория без практики мертва, а практиа без теории мертва. Это очевидно. Куда менее очевидно другое: какой должна быть теория? И какой должна быть практика? На мой взгляд, теория должна быть ориентирована на «вечность», чтобы у студентов расширялся кругозор и развивалось критическое мышление. А вот практика должна идти в ногу со временем и даже его опережать – наши выпускники обязаны владеть современными инструментами медиакоммуникаций. Но только если удастся «поженить» время и вечность, будущие медийщики смогут использовать эти инструменты во благо и делать наш мир немного лучше.

Напомним, Университет Беннета стал в этом году ещё одним вузом-партнёром образовательной программы «Медаикоммуникации» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Вуз был основан по инициативе холдинга The Times Group, который издаёт англоязычную газету The Times of India. Она возглавляет топ десять наиболее влиятельных и тиражируемых изданий в Индии. Подобное сотрудничество с индийскими коллегами – ещё один шаг на пути к интернационализации образования в питерской Вышке и обмена культурным опытом между студентами и преподавателями.