Нейросеть: обучение, искусство и этика
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов прочитал публичную лекцию в Канатном цехе
25 января — в День студента — состоялось открытие нового учебного корпуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Канатный цех. Это здание станет домом для целого ряда образовательных программ Вышки, включая «Медиакоммуникации». На церемонии открытия выступили министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов, ректор НИУ ВШЭ Никита Юрьевич Анисимов и директор петербургского кампуса нашего университета Анна Юрьевна Тышецкая.
Медиаком провёл в этот день целый ряд мероприятий — публичные лекции директора по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александра Крайнова и руководителя отдела «Эрмитаж-медиа» Екатерины Шаровой, а также выставку фоторабот студентов 1-3 курсов «Россия — Индия: лицо напротив». Сегодня мы расскажем о мероприятии с участием представителя одной из крупнейших IT-компаний нашей страны.
Что такое искусственный интеллект?
По словам Александра Крайнова, нейросети относительно недавно появились в жизни человека, но они уже успеть стать её важной частью. При этом учёные и разработчики пока не могут прийти к единому мнению по поводу понятия искусственный интеллект. И чем дальше, тем сильнее будут расхождения в терминологии.
«Изначально говорили, что искусственный интеллект — способность машины решать интеллектуальные задачи. Но есть иное определение, которое мне очень нравится. ИИ — это то, где внутри находится машинное обучение», — полагает эксперт.
Как работает искусственный интеллект?
Как объяснил Александр Крайнов, искусственный интеллект принимает вводный набор чисел и выдаёт тоже какое-либо число — в этом заключается схема нейронной сети. Сама сеть состоит из слоёв, а те — из нейронов (математических формул).
Важная особенность, доказывающая превосходство ИИ над обычными поисковыми системами, — это возможность поиска близких по значению слов. Такая методика способствует более точному ответу на поставленный вопрос.
Но само название «искусственный интеллект», как утверждает Александр Крайнов, — результат ребрендинга изначального понятия «машинное обучение». Для иллюстрации своей мысли спикер привёл пример из мира шахмат:
«Есть две нейросети: первая обучается на сыгранных позициях, её задача — предугадать, какой будет следующий ход. И когда она научилась этому, её прогноз получается лучше случайного хода. Вторая нейросеть учится прогнозировать победителя, исходя из позиций на поле. Это всё, конечно, ужасно ненадёжно, ведь можно победить и в проигрышной позиции. Однако этого достаточно для того, чтобы можно было не просчитывать ход до конца и понять, какой шаг совершать точно не стоит».
Нейросеть и искусство
Для написания текста нейросеть нуждается в обучении. Разработчики используют простой текст, в котором часть слов маскируется. Задача нейросети — предположить, какие именно слова могут быть пропущены, основываясь на доступном массиве данных. Директор по развитию ИИ-технологий «Яндекса» подчёркивает: никакого сочинительства нет — нейросеть лишь подбирает следующее недостающее слово, при этом совершенно не понимая, что создаёт.
Однако, как считает эксперт, большинство текстов в интернете бесполезны для обучения. Теперь появилась новая профессия — AI-тренеры, которые пишут идеальные тексты для тренировки нейросети.
А что насчёт изображений? Результаты генерации картинок, поражающие своей правдоподобностью, Александр Крайнов объясняет так:
«Генерация начинается с чистого шума и поэтапно избавляется от него, приближаясь к нужному результату. В итоге она выдаёт то изображение, семантический смысл которого соответствовал бы заданному слову».
Парадокс этики ИИ
Один из важнейших вопросов развития искусственного интеллекта — этический. Например, пользователь может спросить нейросеть, как лечить рак содой.
Парадокс этого вопроса для искусственного интеллекта состоит в том, что ответить, основываясь на исходных текстах в интернете (а они есть), он не может, ведь это чревато пагубными последствиями для человека. Но тогда он не получит ответа, что тоже неправильно. Этот парадокс касается всех вопросов, ответ на которые ИИ придётся искать в текстах, созданных под влиянием личных убеждений людей.
О лекции руководителя отдела Эрмитаж-медиа Екатерины Шаровой и фотовыставке «Россия — Индия: лицо напротив» читайте в следующих материалах.
Текст: Сергей Чобану
Фото: Анастасия Терещенко