• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
23
Май

Ключевые тексты мировой культуры

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Ключевые тексты мировой культуры» посвящён изучению ключевых текстов мировой литературы с применением различных подходов анализу и интерпретации истории литературы. Студенты получают представление о самых важных составляющих мировой культуры: миф, театр, лирика, искусство, а также жанрах мировой литературы (роман воспитания, исторический роман, исповедальная проза и т.д.). По мере прохождения дисциплины участники курса знакомятся с современным состоянием научных исследований в области мировой литературы и искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества, а также освоение фундаментальных для дальнейшей программы элементов специальности. В частности, студенты получают представление об исторических и типологических аспектах литературных жанров и форм, а также приобретают первые навыки анализа литературных текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет пониманием круга проблем, связанных с мифом и изучением мифологии, и способен дискутировать на эту тему
  • Студент имеет представление о центральности Библии как корневого текста мировой культуры и ориентируется в составляющих её книгах
  • Студент разбирается в отличиях античного эпоса от библейской модели повествования
  • Студент понимает особенности развития визионерской традиции в истории мировой культуры и опознаёт её трансформации в разных видах культуры
  • Студент имеет представление о различных видах визионерской литературы и способен осуществлять компаративный анализ
  • Студент ориентируется в трансформациях утопической традиции в мировой культуре и способен опознавать её виды
  • Студент понимает поэтологические особенности утопии в разных жанрах письменного творчества (философия, художественная литература, изобразительное искусство)
  • Студент понимает и может дискутировать на тему развития представлений о человеке на переходе от классической эпохи к раннему новому времени и к эпохе модерна
  • Студент имеет представление о концептуализации индивидуального опыта в эпоху Реформации и умеет анализировать ключевые художественные и аналитические тексты по данной тематике
  • Студент имеет представление об исповедальной традиции в истории мировой культуры и способен описать её трансформации от античности до эпохи модернизма
  • Студент владеет навыками чтения и анализа исповедальной проз
  • Студент ориентируется в формах и тенденциях претворения исторической памяти на художественном материале
  • Студент владеет навыками прочтения и анализа исторических событий в художественных произведениях мировой литературы
  • Студент разбирается в формах, представлениях и терминологии связи литературы и художественного искусства
  • Студент разбирается в направлениях драматургии от древнегреческого театра до «новой драмы
  • Студент имеет представление о развитии лирики как рода литературы
  • Студент разбирается в основных жанрах и направлениях лирики и способен анализировать лирические произведения
  • Студент имеет представление о развитии мировой литературы XIX–ХХ вв., ориентируется в основных художественных направлениях (экзистенциализм, магический реализм и т.д.) и знает главных представителей в литературах разных стран
  • Студент знаком с основными жанровыми разновидностями литературы XIX–ХХ вв. (роман воспитания, роман-поток, антиутопический роман, литература «потока сознания» и т.д.).
  • Студент отличает фикциональную литературу от нон-фикшна и понимает причины и способы взаимодействия разных видов вымысла в одном тексте
  • Студент понимает исторические, культурологические и социологические корни и последствия эпохи fin de siècle, может назвать главных представителей и главные тексты этого направления
  • Студент понимает специфику русской литературы в контексте мировой литературы
  • Студент имеет представление об основных жанрах литературы разных стран времен Второй мировой войны
  • Студент может описать и объяснить связь мировой литературы с магистральными общественными и общественно-политическими идеями эпохи, а также рассматривать литературу на фоне общественной мысли ХХ вв
  • Студент имеет представление о традиции и новаторстве в литературе, способен находить в произведениях отсылки к предшествующим текстам (интертекст) и объяснять их функции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Миф как ключ мировой культуры
  • Библия и культура
  • Визионерство и мировая культура
  • Видение идеального мироустройства: утопия как ключ мировой культуры
  • Человек в зеркале мировой литературы
  • Исповедальная традиция как ключ мировой культуры
  • Исторические события в зеркале мировой литературы
  • Литература и искусство как ключи мировой культуры
  • Театр как ключ мировой культуры
  • Лирика как ключ мировой культуры
  • «Роман воспитания» в XIX и XX веке
  • Деконструкция частной жизни
  • Эпоха Fin de Siecle
  • Литература чрезвычайного положения
  • Дневники в XX веке: частный человек и большая история
  • Абсурд существования и новые миры
  • Как выбраться из романа-лабиринта?
  • Память в культуре нового времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Студенту предлагается написать итоговую письменную работу на одну из предлагаемых преподавателем тем по материалам 3-4 модуля или сформулировать собственную тему, напрямую связанную с кругом обсуждавшихся на курсе проблем. Написание работы и её сдача осуществляются онлайн, посредством SmartLMS, в установленный срок. Просрочка сдачи работы ведёт к снижению оценки, в соответствии с правилом «-1 балл за каждый день просрочки».
  • неблокирующий Семинарская работа в 4 модуле
    Семинарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест представляет собой тест из 30 вопросов с вариантами ответа. Задания для теста разработаны на основе пройденного лекционного и семинарского материала. Время выполнения – 25-30 минут. Во время написания теста не разрешается пользоваться студенческими конспектами или дополнительными материалами. Нарушение этого правила эквивалентно оценке «0». Данный элемент контроля не предполагает пересдачи, однако для студентов, пропустивших элемент контроля по уважительной причине, предусматривается возможность повторной его сдачи до окончания сессии. Процедура пересдачи и критерии оценивания аналогичны применяемым при первом проведении этого элемента контроля.
  • неблокирующий Семинарская работа в 3 модуле
    Семинарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов.
  • неблокирующий Итоговый тест в 3 модуле
    Итоговый тест представляет собой тест из 30 вопросов с вариантами ответа. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного лекционного и семинарского материала. Время выполнения – 25-30 минут. Во время написания теста не разрешается пользоваться студенческими конспектами или дополнительными материалами. Нарушение этого правила эквивалентно оценке «0». Данный элемент контроля не предполагает пересдачи, однако для студентов, пропустивших элемент контроля по уважительной причине, предусматривается возможность повторной его сдачи до окончания сессии. Процедура пересдачи и критерии оценивания аналогичны применяемым при первом проведении этого элемента контроля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.3 * Итоговая письменная работа + 0.15 * Итоговый тест + 0.15 * Итоговый тест в 3 модуле + 0.2 * Семинарская работа в 3 модуле + 0.2 * Семинарская работа в 4 модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • Назарова Л.А. - ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 190с. - ISBN: 978-5-534-05655-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zapadnoevropeyskoy-literatury-srednih-vekov-410000
  • Ощепков, А. Р. Зарубежная литература ХХ века: практикум / А. Р. Ощепков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 142 с. — ISBN 978-5-9765-2321-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70389 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Ковтун, Н. В. Утопический дискурс в русской культуре конца ХIХ–ХХI веков: литература, живопись, кинематограф : монография / Н. В. Ковтун , составители И. С. Букал [и др.] , научный редактор Н. В. Ковтун. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 284 с. — ISBN 978-5-9765-4605-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/182029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лошакова, Т. В. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.) : учебное пособие / Т. В. Лошакова, А. Г. Лошаков. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 326 с. — ISBN 978-5-9765-0867-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166564 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пимонов, В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира : монография / В. Пимонов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 250 с. — ISBN 978-5-9765-3762-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139555 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шервашидзе, В. В. Западноевропейская литература ХХ века : учебное пособие / В. В. Шервашидзе. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 269 с. — ISBN 978-5-9765-0884-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166590 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.