Хостелы для жизни и общения
В Лаборатории экономики культуры Высшей школы экономики - Санкт-Петербург исследовали городские хостелы. Исследование проводили студенты магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
В Лаборатории экономики культуры Высшей школы экономики - Санкт-Петербург исследовали городские хостелы. Исследование проводили студенты магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
Пришедшие в нашу жизнь недавно, но завоевавшие уже прочное место на карте туристской инфраструктуры города, хостелы пока остаются слабо изученным явлением. Что такое в принципе хостелы – улучшенные общежития или мини-отели низшей ценовой категории? На кого они рассчитаны: исключительно на молодежь или на лиц с невысоким доходом и непритязательными запросами? Туристы выбирают хостелы из-за дешевизны или в стремлении встретиться с единомышленниками? Эти вопросы актуальны для Петербурга, поскольку в представлении большинства туристов Санкт-Петербург считается (и небезосновательно), городом дорогих отелей и достаточно академичного, хотя и высококлассного, культурного туризма. Такой взгляд на Петербург нужно менять, создавая для туристов возможность не только выбрать отели с разными ценовыми характеристиками, но и привлекая их интересным общением со сверстниками и единомышленниками, приезжающими посмотреть современное петербургское искусство и креативные индустрии.
В опросе приняли участие владельцы и менеджеры 53-х петербургских хостелов (всего в городе в настоящее время работает немногим более ста хостелов). Среди основных проблем развития хостелов они выделили большое количество барьеров при открытии и сложности ведения данного бизнеса, слабую осведомленность российских туристов об особенностях хостелов, высокий уровень текучести кадров и отсутствие профессионального персонала. Хостелам, впрочем, как и мини-отелям, не хватает дифференцированных стандартов качества работы и понятной классификации, которые могли бы подсказать туристам, на какого уровня услуги они могут рассчитывать.
Эксперты четко обозначили преимущества и перспективные направления развития хостелов. К первым относится не только ценовой фактор (хотя в условиях кризиса многие зарубежные туристы готовы пожертвовать некоторыми удобствами в проживании), но и особая творческая атмосфера, создаваемая в отдельных хостелах. Речь, прежде всего, идет о хостелах, расположенных в лофтах и креативных пространствах. Но даже многие отдельно расположенные хостелы часто организуют у себя холлы, где можно не только пообщаться с соседями, но и принять участие в диспуте или послушать «домашний» концерт. Такая атмосфера обусловлена и тем фактом, что многие модернизированные общежития имеют тесные контакты с оргкомитетами петербургских фестивалей, выставок, конференций. Молодые участники и гости охотно здесь селятся, чтобы продолжить общение с коллегами или новыми друзьями. Наиболее продвинутые хостелы в низкий сезон организуют необычные экскурсии для своих постояльцев и специально приглашают музыкальные группы из других городов.
Интересной чертой деятельности хостелов является то, что, несмотря на слабое развитие в Санкт-Петербурге сетей хостелов, многие из них налаживают между собой сотрудничество, особенно в форме переадресации гостей в другие хостелы. Это характерно для хостелов в высокий сезон, когда в городе резко не хватает дешевых средств для размещения, и хостельеры стараются активно маневрировать свободными местами.
На основе исследования удалось создать коллективный портрет постояльцев хостелов. Если иностранцы представлены индивидуальными туристами, прежде всего, студентами и семейными парами, и в меньшей степени, группами, то среди российских туристов вдобавок к перечисленным категориям часто встречаются школьные группы, родители с детьми и даже бизнес-туристы. Также интересной особенностью хостелов стало достаточно частое присутствие среди постояльцев как иностранных, так и отечественных пенсионеров.
Будучи весьма доступным местом проживания, хостелы, в то же время, стараются оградить себя от таких категорий гостей как большие шумные компании, группы школьников-подростков, неадекватно выглядящие посетители.
По мнению Валерия Гордина, научного руководителя Лаборатории экономики культуры, проведенное исследование дало ответы на многие важные вопросы и показало, что в гостиничной сфере города сформировался интересный, достаточно своеобразный сектор, который может придать новый импульс развитию туризма в нашем городе.
Инф. НИУ ВШЭ СПб