Трудно стать ученым
Как нам обустроить науку молодыми кадрами
29 апреля при участии Высшей школы экономики и Европейского университета в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему «Институт аспирантуры и модернизация системы подготовки научных кадров». Повестка встречи включала широкий спектр вопросов, начиная с того «Что такое аспирантура?», «Возможна ли модернизация процесса подготовки российских кадров», до обсуждения практического опыта реализации этого процесса в отдельно взятых вузах.
Как нам обустроить науку молодыми кадрами
29 апреля при участии Высшей школы экономики и Европейского университета в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол на тему «Институт аспирантуры и модернизация системы подготовки научных кадров». Повестка встречи включала широкий спектр вопросов, начиная с того «Что такое аспирантура?», «Возможна ли модернизация процесса подготовки российских кадров», до обсуждения практического опыта реализации этого процесса в отдельно взятых вузах.
Таковыми оказались НИУ ВШЭ и Европейский университет, которые и инициировали эту встречу с журналистами, так как обоим вузам было что предъявить. Программы обучающей аспирантуры, ориентированные на западные стандарты Европейский университет реализует в Санкт-Петербурге с 1994 года. В 2011 году в университете открылась обучающая магистратура, которая позволила ЕУ СПб реализовать интегрированную программу «2+3». Скоро здесь начнется прием на программы PhD, в ходе которой исследовательские работы и квалификационная диссертационная работа будут реализовываться на английском языке. НИУ ВШЭ три года назад открыла у себя первый набор академической аспирантуры, которая предусматривала полную занятость в академической сфере без отрыва на другие виды профессиональной деятельности. В 2010 году на академическую аспирантуру набрали 12 человек из числа социологов и экономистов, в прошлом году таких аспирантов было уже 24 человека, и дисциплинарный спектр обучение также многократно увеличился.
За круглым столом обсуждали судьбу российской науки, возможную модель подготовки молодых научных кадров, и делились результатами проведенного в отдельно взятых университетах эксперимента по внедрению новой модели обучающей аспирантуры.
В основу круглого стола лег специально подготовленный доклад проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина об аспирантуре в России и о возможных путях реформирования данной институции. Свое выступление проректор НИУ ВШЭ начал с того, что представил диагноз «больного»: тяжелое советское наследие, академическая дедовщина, стипендия в размере 2000 рублей, ограниченная мобильность, отсутствие экспертизы, маргинализация и локальность исследований. И дело не только в том, что стипендия в две тысячи рублей не является даже адекватной на рынке труда, где средняя зарплата в Петербурге равна 34 000, а в Москве – 50 000 рублям. Дело в отсутствии финансирования исследовательской деятельности, включающей, в том числе, и создание научной экспертизы, академической мобильности исследователей, возможности обкатывать свои идеи на мировых дискуссионных площадках.
Одной из главных проблем в процессе привлечения кадров в науку, по мнению профессора Рощина, является отсутствие академического рынка в России, у молодых людей для научной карьеры стимулы чрезвычайно малы. Принцип старшинства, сохранившийся в отечественной науке с советских времен, предполагает ожидание престижного места и зарплаты на протяжении 10-15 лет. Вряд ли такое «предложение» способно заинтересовать одаренного профессионала, который без особых затруднений может найти должность в бизнесе с компенсацией в 100 000 рублей и больше.
В отечественной науке продолжает существование устоявшаяся система количественных показателей, выражаемая в лицензиях и аккредитациях, при этом совершенно не обсуждается, что такое качественные показатели современной науки и то, почему полученные в ходе исследований результаты никому не заметны в мире. Если в технических науках с этим просто плохо, то в социально-гуманитарных науках плохо катастрофически. Академическая стипендия с возможностью участвовать в грантах и исследованиях позволяет обеспечить доход аспиранту в НИУ ВШЭ на уровне 50-60 тысяч рублей, что, по убеждению Сергея Рощина, является «условием, а не тем, что обеспечивает результат». Результат же может обеспечить включенность в научную повестку, понимание того, что в мировой науке актуально и востребовано, активное привлечение международной экспертизы, а также постоянная система workshop и обсуждений.
Декан факультета политических наук и социологии Артемий Магун добавил, что еще одной проблемой является предназначение специалистов, встроенных в международную науку. Афоризмом прозвучал его тезис о том, что для ученого «включенность в международную науку, часто означает выключенность из отечественной науки». Будучи успешными на международных площадках, такие исследователи имеют небольшое влияние на российское общество и науку.
Вторую проблему реформируемой аспирантуры Артемий Магун видит в слабых бакалаврах, поскольку пять лет в магистратуре и аспирантуре неспособны восполнить пробелы в образовании, которые получают дети в ходе школьного и базового высшего образования. «Не получится ли так, что мы будем принимать в аспирантуру детей интеллигентных родителей, и тем самым будем воспроизводить по Пьеру Бурдье «узкий класс» интеллектуалов»?
В конце дискуссии участники круглого стола признав ограниченность круга вузов, ориентированных на интеграцию с мировой наукой, все же согласились с тем, что отечественной науки не должно быть, наука может развиваться только в открытой системе, взаимодействуя с учеными и университетами всех стран, а, не замыкаясь на узкой проблематике и своем рынке. А для того, чтобы быть «в контексте» мировой повестки, исследователи, будущие и настоящие, должны владеть международным языком науки, а именно, английским. Кстати, именно поэтому, начиная с третьего курса бакалавриата, студенты начинают изучать курс «Academic skills».
Подготовила Татьяна Чернова