• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представление религии

30 января состоялся второй семинар Центра исследований религии и секуляризации под руководством заведующей кафедрой гуманитарных наук Жанны Корминой. Доклад «Определяя религию» представил научный сотрудник ЛССИ Кирилл Жирков

Идея молодого ученого заключается в том, что в современном обществе очевидно противопоставление религии и светского рационального мышления в том смысле, что религия – это отсталое и связанное с насилием явление, люди разных религий не могут между собой договориться, поэтому совершают теракты в отношении друг друга. А вот модернизация, напротив, ведет к тому, что люди становятся светскими, и религиозные разногласия теряют значение.

С этим подходом можно поспорить, изучив, например, работы Уильяма Кавано. Если посмотреть, где больше всего террористов-самоубийц, то можно увидеть их высокую концентрацию их не в религиозных, а в национальных движениях. Например, в организации «Тигры освобождения Тамил-Илама», которые действуют на острове Цейлон и являются рекордсменами по числу террористов. С другой стороны, война, охватившая Европу в начале XVII века, представляется нам религиозной, однако, на самом деле, мы видим, что та война была между разными государствами и княжествами, и представители разных религий объединялись, выступая против других групп отнюдь не по религиозным мотивам.

Почему происходит такая подмена понятий? С позиций современной политики выгодно представлять противоположную сторону в качестве религиозных фанатиков, с которыми надо бороться, так они сами не понимают, что творят. В обществе используется теория социального конструктивизма. Феномен религиозности представляют таким, потому что так политически выгодно.

Для любого представителя христианства, как и некоторых других религий, политика и вера неразлучны. Поэтому общество получается условно светским. Иудаизм, конфуцианство – это скорее не религии, а модели поведения, правила, которые не вписываются в шаблон христианства, потому что там вера в сверхъестественное занимает небольшое место, а главное – это следование определенной модели поведения. Не вписывается в христианский шаблон и мусульманское противостояние салафитов и суфии. Отсюда и возникает частое непонимание других религий.

 

Подготовили Татьяна Чернова, Мария Жаркова