Этничность с различных точек зрения
Как влияет этничность на взаимоотношения школьников и образования ими социальных связей?
Влияет ли акцент человека на наше отношение к нему? Какие стереотипы в самосознании бурятов отличают их от русских?
Это только малая толика вопросов, которые обсуждались 29 октября на семинаре «Междисциплинарные исследования этничности», который прошел в петербургском кампусе Высшей школы экономики. Семинар был организован в рамках грантовой поддержки Дирекции академического развития, о чем мы писали ранее.
Семинар открылся в 13.00 презентацией Жаргалмы Жалсановой и длился до 19.00, всего выступили 10 докладчиков.
Жаргалма Жалсанова, доцент кафедры немецкого языка ГУ-ВШЭ (Москва), представила работу Гендерные стереотипы в этническом самосознании. Презентации докладов размещены здесь же, и каждый желающий сможет внимательно изучить результаты представленного исследования, мы же расскажем лишь о том, что нас заинтересовало в том или ином выступлении.
Выступлению Жаргалмы предшествовала цитата профессора Тарасова о том, что языковое сознание суть образ мира каждой культуры, выраженное языком. Скажем, в бурятском языке слово «мужчина» заключает в себе ассоциацию с драгоценностью. А в русском языке таких ассоциаций слово «мужчина» не вызывает, поэтому к бурятскому мальчику его соплеменники относятся с уважением, как к мужчине, а к русскому мальчику его соотечественники относятся по-другому. Похожая ситуация с женщиной, для бурятов она прежде всего – жена, для русских – мать. По замечанию докладчика, исторически бурятская женщина обладала большенй экономической самостоятельностью.
О восприятии социального капитала общества этническими группами России представил доклад Александр Татарко, доцент кафедры организационной и рефлексивной психологии. Суть исследования относительно проста и ее выводы прозрачны. Изучаемым дали таблицы, в которых по горизонтали шли различные социальные группы и организации, и попросили оценить степень доверия и взаимодействия с ними. Оценке подверглись семья, сослуживцы, друзья, церковь, армии, международные организации и так далее. Изучалось восприятие различных этнических групп – русских, чеченцев, армян, башкир, дагестанцев. Дальше результаты подверглись факторному анализу.
Выяснилось следующее, в первый квадрант русских (где размещались институты, пользующиеся наибольшей степенью доверия) вошли семья, друзья и образовательные учреждения. Причем, семья стояла с большим отрывом от иных институтов, демонстрируя обособленность нашей жизни. В четвертом квадранте, месте дислокации институтов с отрицательной оценкой тесно друг от друга расположились парламент, милиция, местное правительство, социальные службы, политические партии, и армия, первая в антирейтинге.
У башкир в первый квадрант вошли семья и друзья, и сослуживцы. Образовательные учреждения переместились во второй квадрант. Очень любопытен для этнологов и краеведов четвертый квадрант – международные организации, религиозная община, частный бизнес, парламент, милиция, общественные организации, органы правосудия, политические партии. В общем, стоит внимательно изучить предложенные исследователем матрицы, чтобы осмыслить те процессы и явления, которые стали формирующими в восприятии нами различных общественных институтов.
О докладе Ольги Павленко, стажерки-исследователе Научно-учебной лаборатории социально-психологических исследований мы уже писали, презентацию можно изучить отдельно.
Раиса Акифьева, доцент кафедры гуманитарных наук ГУ-ВШЭ в Петербурге, представила доклад «Социально-психологические и лингвистические детерминанты этнических установок». В своем исследовании петербургский социолог ставила следующие вопросы: является ли акцент базовой социальной категорией наряду с этнической принадлежностью? Является ли акцент опознавательным признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесения воспринимаемого человека к определенной этнической группе или приписываемым признаком, когда этническая принадлежность воспринимаемого человека позволяет предположить наличие у него акцента? Ответ мы предлагаем посмотреть в презентации Раисы Акифьевой, а освободившееся место посвятим описанию эксперимента, которое провела ученый.
Главная закавыка со слов Раисы состояла в том, чтобы уже в начальной стадии эксперимента не ввести испытуемых в позицию оценки этнической принадлежности того или иного человека. Поэтому в ходе опроса ни национальность, ни этничность не упоминались. Школьники знали только, что идет психологический эксперимент, и им нужно по голосу определить человека, свое отношение к нему, сделать базовые характеристики. Эксперимент проходил в два этапа.
Ученые Европейского университета Елена Лярская и Александра Пиир сделали доклад «Образ ученика-мигранта: стереотипы и опасения школьных учителей».
Влада Баранова, доцент кафедры гуманитарных наук ГУ-ВШЭ в Петербурге и организатор семинара рассказала о «Стратегиях сохранения языка среди этнических меньшинств РФ». По мнению докладчика, этническая идентичность тесно связана с языком и (по Фишману) «пока существуют этнические группы, языки будут и символом этих коллективов, и инструментом создания образов группы, антагонизма и кооперации с другими сообществами». Но, тем не менее, одни народы утрачивают свой язык, другие не только сохраняют, но и готовы восстанавливать его спустя десятилетие гонений.
Как организатор семинара, Влада Баранова оценила прошедшее мероприятие как весьма удачное: «Мы переживали, что в силу студенческих каникул докладчикам придется выступать друг перед другом. Но страхи были напрасными, на семинар пришли магистранты факультета социологии и слушатели из Европейского университета». По мнению питерского социолога в пятницу получилась хорошая рабочая встреча, которая может в дальнейшем прирасти совместными проектами. Главное, что ученые различных научных направлений могут говорить об этничности на одном языке.
«Дети из семей иноэтнических мигрантов в системе образования» Даниила Александрова и Валерии Иванюшиной (Лаборатория социологии образования и науки ГУ-ВШЭ в Петербурге). Это многолетнее исследование, позволившее авторам оценить ситуацию с миграций в динамике. Доклад, безусловно, стоит скрупулезного изучения презентации, одно позволим себе вынести в статью интересные наблюдения исследования. Скажем, в условиях нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений мигранты становятся желанными учащимися школ, не добирающих контингент. Доля школьников из иноэтнических семей стабилизировалась и не превышает 20-25 % в общей численности учащихся Петербурга. На социальные связи петербургских школьников этничность практически не влияет.
О взаимосвязях ценностей и личных характеристик с показателем этнической нетерпимости представила магистрантка факультета психологии ГУ-ВШЭ Лусине Григорян. Суть исследования, результаты которого были представлены на междисциплинарном семинаре в Петербурге, заключалась в том, чтобы выявить насколько те или иные черты характера человека влияют на уровень его интолерантности, и какие именно черты характера. Один из выводов, которые делает психолог заключается в том, что люди, неспособные выходить за рамки своего субъективного мира, склонны к интолерантности. Другими словами, есть смысл в том, чтобы задавать себе вопросы «Зачем я здесь?» или "Камо грядеши?", даже если ответ не будет найден, то в процессе размышлений вы придете к терпимости по отношению к представителям других этносов.