«Прогнется ли туризм под изменчивый мир?»
Международная студенческая конференция «Sustainable Tourism Development in the Changing World», проходившая 5 - 6 февраля в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и организованная магистерской программой «Экономика впечатлений», стала площадкой для обсуждения новых подходов в исследовании индустрии туризма и гостеприимства для молодых исследователей из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Южной Кореи.
Международная студенческая конференция «Sustainable Tourism Development in the Changing World», проходившая 5 - 6 февраля в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и организованная магистерской программой «Экономика впечатлений», стала площадкой для обсуждения новых подходов в исследовании индустрии туризма и гостеприимства для молодых исследователей из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Южной Кореи.
Конференцию открывал профессор Калифорнийского университета (Станислаус) Афинодорос Хронис с докладом на тему «Повышение привлекательности туристских дестинаций на основе создания туристских имиджей». На примере Геттисберга, небольшого города в Пенсильвании, который испытал все ужасы кровопролитных военных действий во время Гражданской войны в США, профессор рассказал о концепте туристических образов и впечатлений, заострил внимание на зачастую неприметных ценностях туристических мест, их неизбежной ассоциацией с пространством и материальностью.
Представляя концепцию имаджиниринга, профессор дал возможность докладчикам секции «Imagineering and Reimagineering of tourist destinations» по-новому посмотреть на возможности повышения привлекательности туристических дестинаций: совместное создание или включение туристов в качестве партнеров в производство туристических продуктов, использование воображения (Imagination), создание запоминающихся впечатлений на основе ценностей и убеждений людей.
В первой секции «Imagineering and Reimagineering of tourist destinations» Елена Чичерина (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) на примере Санкт-Петербурга описала роль креативных пространств в территориальном брендинге, Юлия Шулятьева (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург) затронула вопрос о возможности использования потенциала арт-галерей при формировании образа города, Светлана Князева (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург) описала особенности создания гастрономического бренда города, а на основе результатов своего исследования по гастрономическому бренду Санкт-Петербурга дала рекомендации для включения «гастрономических достопримечательностей» при продвижении образа города.
Во второй части секции «Imagineering and Reimagineering of tourist destinations» студентки Северного Арктического федерального университета (Архангельск) Валерия Гладкая и Эльвира Кручинина в рамках своих исследований по экологическому туризму в Арктике показали, что необходимо уделять больше внимания решению сложных экологических проблем Арктики. Доклад Юлии Камаевой, аспирантки факультета истории НИУ ВШЭ, дал новый импульс для обсуждения. В малых городах России, расположенных в пределах Золотого кольца, продвижение образа города строится не на исторических событиях и артефактах, а на сказках и былинах, в то время как исторические экспозиции не находят финансовой поддержки и временно закрыты. Особое место в данной секции занимал доклад Сергея Твилика (Северный Арктический федеральный университет), который обозначил острую необходимость адаптации туристических сервисов под нужды людей с ограниченными возможностями.
Участники конференции Екатерина Царапина (НИУ ВШЭ) и Наталья Полканова (НИУ ВШЭ) сфокусировали внимание участников конференции на необходимость изучения выездного туризма. Они проанализировали привлекательность туристических достопримечательностей для российских туристов в Испании.
Секция «New approaches in Tourism and Hospitality research» была представлена докладами о фестивалях, экологическом поведении в контексте туризма, сфере гостеприимства (backpackers и гостиницы). Тема фестивалей была представлена докладами исследователей из Южной Кореи, Мун Южин и Сим Сеунга (Kyung –Hee University), а также докладом аспирантки НИУ ВШЭ – СПб Елены Элькановой. Елена Эльканова подчеркнула особенности и трудности организации работы персонала во время арт-фестивалей. Исследователи из Южной Кореи представили результаты анализа привлекательности фестиваля песчаных скульптур в Петербурге и поделились методологией проведения количественного исследования. Тема экологического поведения была затронута в докладе Хан Юонг, Парк Джион и Ким Чулвон (Kyung –Hee University). Исследователи измеряли экологические эффекты от использования во время спортивных и культурных событий одноразовой посуды. В планах исследователей проследить с помощью GPS путь отходов, которые образуются у туристов дома и во время посещения спортивных и культурных событий. Наконец, в докладе Корелиной Анны (НИУ ВШЭ) были обозначены особенности вовлечения потребителей в создание ценностей в сфере гостеприимства и измерение потребительской удовлетворенности, а в докладе Парк Джион и Квак Еон Хе (Kyung –Hee University) были представлены результаты исследований имиджа туристической дестинации глазами бэкпекров.
Секция “Innovations in tourism and hospitality” была завершающей рабочей секцией на конференции STEP. Несмотря, на что не все заявленные участники смогли представить свои доклады, те, кто приехал и выступил, получили возможность подробно обсудить свои проекты. Тем более, что все темы докладов вызвали очень живой интерес аудитории.
Первый доклад студентки ПетрГУ Тилининой Софьи «Gastronomic startup. The concept of its integration into the business space of youth entrepreneurship» был посвящен новым инициативам ВУЗа в развитии направления бизнес-инкубатора университета для поддержки проектов в сфере ресторанного бизнеса. Так как гастрономические проекты приобретают все бОльшую популярность среди туристов города, а также интересны как предпринимательские инициативы для студентов, то создание новой площадки, где молодые предприниматели могут пробовать свои силы, стал интересной идеей.
Второй доклад группы студентов факультета социологии НИУ ВШЭ Золотаревой Полины, Макаровы Кирилла, Фатхутдиновой Дианы и Спирина Алексея «Couchsurfing as a socio-antropological aspect of hospitality» вызвал много вопросов для обсжудения. Сам феномен каучсерфинга как нового варианта мобильности и путешествий людей особенно интересен молодежи. Не так много исследований проведено относительно того, какие мотивы побуждают людей обмениваться жильем на время путешествий, что формирует доверие незнакомых ранее людей принимать у себя гостей или отправляться в путешествие. На основе опроса российских каучсерферов, докладчики сформулировали несколько гипотез о том, что данный вид туризма присущ людям с определенным образом жизни и ценностями, поддерживается отношениями и правилами сообщества каучсерферов сети. Предложенная тема, безусловно, имеет интересные варианты развития и их направления обсуждались в аудитории.
В третьем докладе Ольги Гачковой, студентки 2-го курса МП «Экономика впечатлений» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, обсуждались вопросы внедрения и использования ИТ как инновационных продуктов для музеев. Общий тренд технологической модернизации музеев подразумевает как создание новой материальной базы для их развития, так и создание нового музейного продукта и контента. Основные тенденции развития, а также определенные ограничения как со стороны производителей (ИТ компаний), так и со стороны заказчиков (музеев) на данные виды инноваций были обозначены в докладе.
Отметим, что значимым результатом конференции можно считать не только широкий выбор тем, которые были представлены в докладах, но и отличный уровень владениям английским языком участников и слушателей конференции. Кроме того, все выступающие получили отклик на свои работы, как в плане постановки исследовательских вопросов, методологии проектов и возможных вариантов развития темы.
Мы благодарим всех участников конференции, желаем успешного завершения исследовательских проектов и надеемся на продолжение сотрудничества.
В ближайшее время сборник тезисов участников конференции будет размещен на сайте.
Подготовили Ксения Кузьмина, Марина Матецкая