• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как строится диалог между городом и государством

Университет может и должен стать коммуникативной площадкой для основных агентов инновационного развития, однако инициатива такого взаимодействия, прежде всего, должна исходить от преподавателей и научных сотрудников, - считают участники круглого стола «Университетский кампус как драйвер инноваций и новой креативной городской среды».

В Пушкине в особняке князя Кочубея состоялась международная научно-практическая конференция «Инновации в управлении: взаимодействие интересов города и государства», организованная НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Конференцию посетили гости из Италии и Нидерландов, представители Правительства Санкт-Петербурга, РАН, НИУ ИТМО, бизнес-инкубатора «Ингрия», а также московской Вышки.
Конференцию открыло выступление Александра Ходачека, президента петербургского кампуса НИУ ВШЭ, посвящённое стратегии инновационного развития России до 2020 года.
В докладе отмечалось, что в настоящий момент расходы на инновационное развитие составляют менее 1% ВВП, а к 2020 году они, возможно, повысятся до 1,3%, а значит, ни о каком прорыве не может идти и речи. Помимо финансирования, проблемой сферы инноваций является и отсутствие единой стратегии на федеральном уровне. В качестве решения Ходачек предложил повышение инвестиционной привлекательности, привлечение частного капитала и создание инновационной инфраструктуры. 
«С точки зрения инновации позиции нашей страны весьма слабы: в топе-100 самых крупных мировых компаний только три принадлежат России»,- заметил руководитель департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Доклад Алины Антоновой, младшего научного сотрудника Института проблем региональной экономики РАН, был посвящен оценке жизненного цикла городской агломерации.
Тему городов продолжили и зарубежные гости. Директор Европейской лаборатории городского дизайна ”Stadslab” (г. Тилбург, Нидерланды), Марк Глаудеманс отметил рост городского населения. По его прогнозам, в ближайшие 14 лет в городах появится два миллиарда новых жителей. Это значит, что для того, чтобы обеспечить их жильём, нужно будет каждый две недели строить город, по размерам равный Петербургу. Основной причиной роста городов является то, что они предоставляют возможность для развития и повышения качества жизни. По мнению Глаудеманса, функциональность городов можно повысить за счёт внедрения социальных инноваций, которые разрабатываются с привлечением различных слоёв общества, и использования интеллектуальных технологий. 
«Мэрам удаётся более эффективно управлять городом, когда они владеют навыками управления в ручном режиме», - заключил Глаудеманс.
Руководитель Департамента по инновациям и территориальному развитию муниципалитета г. Брешиа (Италия) Раффаэле Гарери также коснулся темы управленческих инноваций: «В настоящий момент мы переживаем цифровую революцию. Технологии, конечно, нужны, но мы не должны решать проблему, опираясь на них: нужно улучшать навыки управления организациями». Гарери на примере своей работы в местном органе власти в Италиирассказал, как технологии повышают эффективность работы администрации, экономят деньги и улучшают качество жизни жителей муниципалитетов. Так, местная власть озаботилась предоставлением широкого спектра услуг населению: цифровой подписи, интернет-телевидения, доступа к высокоскоростной сети Интернет. Также в планах муниципалитета развитие общей платформы предоставляемых интернет-услуг, расширение списка товаров, доступных для электронной покупки. «В настоящий момент у 98%  населения нашей провинции есть Wi-Fi, доступ к которому предоставляется частными провайдерами. Раньше они не считали это прибыльным, но теперь этот бизнес стал привлекательным, - заметил Гарери. - Важно делиться своими наработками и опытом. Мы должны быть нацелены на результат».
Профессор кафедры маркетинга фирмы НИУ ВШЭ Кирилл Рожков посвятил своё выступление маркетинговому анализу мегаполиса. Как считает профессор, Москве сложно стать комфортным городом: она наполнена районами однотипной застройки, причём цена квартиры не зависит от её качественных характеристик. Следование рынку в будущем должно смениться на «приучение» рынка недвижимости к хорошему, к профессиональным стандартам.  «Микрорайоны — вчерашний день, но квартиры продаются, и менять ничего не хочется», - процитировал Рожков мнение представителей рынка недвижимости. По мнению Кирилла Рожкова, урбанистика и маркетинг должны взаимодействовать с администрациями городов для успешного благоустройства и развития городского пространства.
После перерыва участники конференции собрались на круглом столе «Университетский кампус как драйвер инноваций и новой креативной городской среды». Модераторами выступили доцент департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Георгиевна Санина и руководитель отдела маркетинга бизнес-инкубатора «Ингрия» Андрей Юрьевич Таршин. Основной проблемой обсуждения стал поиск места университетского кампуса в системе взаимодействий городской администрации, федеральных властей и бизнеса. По мнению участников круглого стола, университет может и должен стать коммуникативной площадкой для основных агентов инновационного развития, однако инициатива такого взаимодействия, прежде всего, должна исходить от преподавателей и научных сотрудников.

Подготовила Юлия Медведева