• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надежды на новую региональную политику не оправдались

Недавно Президент РФ Владимир Путин подписал указ, упраздняющий Министерство регионального развития РФ. Правительство полагает, что его дальнейшая работа нецелесообразна, а полномочия могут быть распределены между другими федеральными органами исполнительной власти.Д иректор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, доктор экономических наук Сергей Кадочников прокомментировал это решение.

Недавно Президент РФ Владимир Путин подписал указ, упраздняющий Министерство регионального развития РФ. Правительство полагает, что его дальнейшая работа нецелесообразна, а полномочия могут быть распределены между другими федеральными органами исполнительной власти.

Директор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, доктор экономических наук Сергей Кадочников прокомментировал это решение.


1. Насколько на Ваш взгляд оправдано упразднение Минрегиона?

Абсолютно логичное решение в тех условиях, которые складывались последние несколько лет. Во-первых, министерство не смогло добиться поворота в отношениях между федеральным центром и регионами в отношении перераспределения полномочий. Лозунги о «новой региональной политике», звучавшие на Госсоветах при Президенте начиная с 2010 года, не обещали ничего более чем координацию крупных региональных кластерных инициатив, и те были отданы в ведение Минэкономразвития. Во-вторых, за последние годы существенно выросли дефициты региональных бюджетов. Решать ключевые – финансовые вопросы жизни регионов местным администрациям приходилось не в Минрегионе, а в Минфине. Ну и еще – само появление отдельных министерств по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму ставило крест на попытках сформировать единую региональную политику. Поэтому упразднение Минрегиона вряд ли скажется на сложившихся диспропорциях и проблемах в развитии российских регионов.

 

2. Не скажется ли упразднение Минрегиона на ослаблении позиций регионов в отношениях с федеральным центром?

Ключевые учреждения для губернаторов и региональных властей в Москве – это Администрация Президента РФ и Минфин. По отдельным крупным проектам значимы Минэкономразвития, Минпромторг и Минстрой, а также, в зависимости от специфики отраслевой структуры регионов, например, Минсельхоз либо Минэнерго. Упразднение Минрегиона мало что изменит в этой расстановке приоритетов. И это совершенно понятно – бюджет Минрегиона был существенно меньше бюджетов обозначенных выше министерств.

 

3. Кто на Ваш взгляд должен взять на себя работу по стратегическому планированию развития такого значимого региона как СЗФО? Не получится так, что эта работа будет "распылена" между несколькими структурами и ей будут заниматься все понемножку, что негативно скажется на  эффективности этой деятельности?

Логика формирования крупных межрегиональных инициатив и проектов, которые могли бы быть поддержаны соответствующими координирующими структурами, безусловно, важна. Через что координировать? Тут есть две логики, которые могли бы дополнять друг друга. Первая – это логика взаимодействия регионов, которые хотя что-то делать совместно. Такие регионы могут формировать собственную ассоциацию, выступать совместно перед федеральными министерствами. Неплохие примеры эффективно работавших региональных ассоциаций в 90-х годах – «Большой Урал», "Сибирское соглашение". Другая логика – координация через существующие федеральные структуры. Речь идет, в первую очередь, о представительствах президента в федеральных округах. Координация будет более эффективна, если использовать оба механизма одновременно.