• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человеческое

Десять лет назад Жанна Кормина, профессор гуманитарных наук факультета социологии ВШЭ, ощущая острую нехватку в учебной литературе по социальной антропологии (ну что тогда было из переводных... ну, «Зеркало для человека» американца Клакхона, написанное аж в 1950-х), будучи на конференции в США, накупила массу книг в знаменитом магазине интеллектуальной литературы Powell,s books. Среди них была новехонькая What Is Anthropology? норвежца Томаса Хилланда Эриксена.

Александра ШЕРОМОВА, Санкт-петербургские ведомости

В издательстве Высшей школы экономики вышел, пожалуй самый свежий на сегодня, переводной учебник по антропологии. Называется «Что такое антропология?» – именно так, со знаком вопроса, что учебникам несвойственно. Зато вопрос справедлив именно в России: в советское время изучалась антропология физическая, наука о происхождении и эволюции человека; только в 1990-х стала проклевываться, в частности, социальная/культурная антропология, говорящая о взаимодействии человека с культурой – объектами, идеями, моделями поведения и т. д. У книги еще одно не характерное для учебника качество: учебнику приличествует некоторое занудство, а этот скорее научпоп для вполне широкого круга читателей.

 

Строго говоря, книга не вчера написана. Десять лет назад Жанна Кормина, профессор гуманитарных наук факультета социологии ВШЭ, ощущая острую нехватку в учебной литературе по социальной антропологии (ну что тогда было из переводных... ну, «Зеркало для человека» американца Клакхона, написанное аж в 1950-х), будучи на конференции в США, накупила массу книг в знаменитом магазине интеллектуальной литературы Powell,s books. Среди них была новехонькая What Is Anthropology? норвежца Томаса Хилланда Эриксена.

Позже, в 2011-м, Эриксен станет чрезвычайно известен и вне научного мира. По делу Брейвика, норвежского националиста-террориста, сгубившего 77 человек. Адвокаты Брейвика притянули к процессу и Эриксена: ему, стороннику мультикультурализма, националисты и так пеняли: дескать, норвежский антрополог работает на исламистов.

Но, справедливости ради, и без того 52-летнему Эриксену известности не занимать. Это один из самых видных популяризаторов антропологии. Как отметила Жанна Кормина, научный редактор перевода книги (переводчик – Анастасия Кузнецова), нефтегазоносная страна Норвегия «с каждого нефтеевро или нефтедоллара направляет некоторую сумму на науку, образование и культуру», так что деятели этих сфер в государстве весьма популярны.

Вышедшая книга – часть проекта ВШЭ по изданию переводной актуальной научной литературы. А заодно – повод поразмышлять над положением антропологии как научной дисциплины в России.

– Ниша академической антропологии у нас по-прежнему не заполнена, – говорит филолог, фольклорист Александр Панченко. – Существует разброс мнений о том, что такое антропология. В советской традиции под антропологией понималась физическая антропология, и до сих пор она преподается на биологических факультетах и факультетах психологии. Сергей Хоружий (физик, философ, богослов. – Ред.) предложил концепцию некой синергийной антропологии, которая опирается на опыт русской религиозной философии... Учебники по социальной антропологии часто грешат дикими смешениями парадигм и моделей.

– Эриксен считает, что «британская» социальная антропология – это и есть антропология настоящая, – говорит профессор факультета антропологии Европейского университета в СПб Сергей Абашин. – И вопрос, насколько такое понимание впишется в российский контекст.

В отличие от Запада в России антропология еще только утверждается как отдельная дисциплина. Притом что нельзя сказать, будто у нас не было традиции. С 1916 до 1936 года в Петербурге – Петрограде – Ленинграде существовала школа В. Г. Тан-Богораза, который был прямым учеником Франца Боаса, «отца американской антропологии», как раз социальной. За 20 лет эта школа выпустила едва ли не 800 специалистов – другой вопрос, что после всех событий ХХ века их осталось раз-два и обчелся.

– То, что антропологического образования у нас в стране нет, очевидно, – считает Михаил Лурье, декан факультета тем не менее антропологии в Европейском университете. – Есть только отдельные точки. И дело не в том, что у нас мало хороших антропологов или людей, способных читать книжки на английском. Дело в причинах общего порядка, которые не дают развиваться социальной антропологии.

Одна из причин – нет запроса в обществе на интеллектуальный продукт, который предоставляет антропология. Книга «Что такое антропология?» (которую Лурье, кстати, считает вообще чем-то вроде самоучителя) – шанс сделать «шажок вперед». Если не понять, что она действительно такое, то подумать, почему на Западе бизнес-корпорации заказывают ученым антропологические исследования всевозможных культур.


А в ноябре в Петербург уже согласился приехать с лекцией сам Томас Хилланд Эриксен.