• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кампус НИУ ВШЭ на Васильевском острове. КГИОП утвердил отреставрированную композицию «Всевидящего ока»

19 июня КГИОП Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композицию «Всевидящего ока», обнаруженного на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса Высшей школы экономики.

19 июня КГИОП Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композицию «Всевидящего ока», обнаруженного на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса Высшей школы экономики.

Две композиции "Всевидящего ока" изначально располагались на фронтонах Церкви Святых Захарии и Елизаветы, построенной по проекту петербургского архитектора Константина Прейса в начале XX века. По свидетельству реставраторов компании «БалтКамень», только одна из двух композиций «Всевидящего ока» сохранилась в относительно приличном состоянии, вторую же пришлось буквально возрождать заново. 

"Чтобы воссоздать этот шедевр, потребовалось провести несколько дней в архивах, только после после этого был подготовлен проект и эскизы, - вспоминает Сергей Александров, скульптор-реставратор ООО "БалтКамень". - Оставшиеся фрагменты демонтировали, расчистили и обработали специальным образом". По созданному проекту уже выполняли «Всевидящее око» в мягком материале в натуральную величину. «Мне дали чертежи, и я по ним восстановил практически аутентичную скульптуру, - рассказывает реставратор Сергей Александров. - Сложно было лепить облака, окружающие центр композиции; специально для этой части композиции мне привезли снятые с церкви черепки. Эта часть работы заняла два месяца». После этого натянули вертикальный тент, на котором разместили все двадцать два элемента композиции. Когда они были готовы, стали понятны размеры и габариты всей лепнины. 

Выбранная модель реставрации применялась при участии представителя Комитета по государственному контролю и использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП)принимавшего выполненные работы. В основном замечания касались формы и длины лучей, облаков внутри лучей.

Окончательное утверждение композиции Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры стало важным этапом к возвращению композиции на свое законное место – фронтоны церкви. По словам главного специалиста отделения КГИОП Петроградского и Василеостровского районов Ларины Занан, композиция выполнена на хорошем уровне: «В ходе работы над «Всевидящим оком» несколько раз вносились изменения, и теперь оно готово к монтажу и дальнейшей шлифовке. Планируется продолжить работу по доведению формы лучей лепнины».

«Я верующий человек, крещеный, - поделился сокровенным скульптор, - и вложил в эту композицию не только свой профессионализм, но и душу. Выложился на сто процентов. Такую работу только так и можно делать».

Справка

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части.

Здание церкви Святых Захарии и Елизаветы (1899-1902 гг.) пристроено со стороны сада перпендикулярно к главному корпусу Патриотического института. На фронтонах церкви были размещены две композиции «Всевидящее око». По мнению историков архитектуры, с ее постройкой завершилось формирование ансамбля Патриотического института.

Подготовила Татьяна Чернова, фото Марии Жарковой