• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование – налог или инвестиция?

Исследователи считают, что система образования одновременно решает задачи как воспроизводства классового неравенства, так и социальной мобильности. 16 апреля в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург завершилась международная конференция "School Choice and School Differentiation in Comparative Perspective", организованная Лабораторией социологии образования и науки.

Исследователи считают, что система образования одновременно решает задачи как воспроизводства классового неравенства, так и социальной мобильности.16 апреля в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург завершилась международная конференция "School Choice and School Differentiation in Comparative Perspective", организованная Лабораторией социологии образования и науки.


В конференции принимали участие не только ученые, занимающиеся выбором школ и социальной дифференциацией в образовании, но и социальные работники, что добавило мероприятию живое восприятие проблемы.
География исследователей включала Россию, Эстонию, Финляндию, также Швецию, Англию, Германию и Францию.

Возможность выбирать школу своему ребенку появилась всего несколько лет назад. Вскоре и ученые стали изучать условия и предпосылки этого выбора. По мнению программного руководителя конференции и руководителя НУЛ СОН Даниила Александровасистема образования сохраняет социальную дистанцию между классами – с одной стороны: «А с другой стороны, должна доставлять людей в соответствующие с их способностями и интересами позиции, на которых они смогут правильно реализовывать свой потенциал, - объясняет суть образовательной проблематики профессор Александров. - Одному человеку способности дают возможность стать прекрасным врачом или учителем, кого-то сочетание экономических способностей делает успешным программистом или инженером, имеющим дело с вещами, а не людьми».

Неолиберальная экономическая парадигма полагает, что рынок является лучшим механизмом сортировки товаров, услуг и людей, поскольку в основе рыночного механизма – возможность свободного выбора. В сфере образования разных государств идеология выбора специализированной школы для ребенка лежит в основе реформ последних 30 лет. Страны Скандинавии многие десятилетия отличаются универсалистским подходом к школьному образованию. Например, все дети посещают независимо от образования родителей местные школы, где они могут выбирать курсы по своим интересам. «Когда Швеция объявила о возможности выбора школы родителями и позволила школе меняться, то можно говорить о маркере перехода европейских стран к свободе образовательного выбора», - считает Александров.

Многие исследователи во время своих докладов говорили, что свободный выбор приводит к усилению классовой и этнической сегрегации школ, но детали этого процесса до конца не изучены. В России специализация школ и возможности свободного перехода детей из школы в школу в начале 1990-х годов создала в больших городах квази-рынки образовательных услуг.

На конференции выступали специалисты с разными подходами и методами исследования: как работающие в парадигме качественной социологии, изучающие стратификацию среднего класса и социальной политики, так и исследователи количественных данных, использующие статистические модели. Отдельной группой стояли люди, занимающиеся имитационными моделями образовательного выбора школьниками и школьной сегрегации. Иногда во время докладов качественных социологов специалисты по моделированию скучали и программировали свои модели в ноутбуках, а когда выступали они – скучали социологи, т.к. не понимали формул. Однако наличие общих предметов и объектов исследования обеспечивали взаимное понимание. Во время и после конференции участники выражали желание познакомиться с системой образования в разных странах, посмотреть на ситуацию через разные «национальные исследовательские очки». Соня Эксли из Лондонской школы экономики отметила, что «конференция открыла ей глаза на образовательные процессы в других странах, т.к. раньше она недооценивала национальные образовательные системы и не интересовалась школами за пределами Англии».

Ярким моментом конференции стало выступление декана Института образования НИУ ВШЭ Александра Сидоркина, который сравнил посещение школ старшеклассниками с формой налога, который на их семьи накладывает государство, чем потреблением услуг и инвестицией в свое будущее. Он обратил внимание, что в Америке заработная плата выпускника школы в среднем по стране несущественно выше зарплаты человека, который не окончил полный школьный курс. Для бедных слоев два дополнительных года в школе – скорее, финансовая награда, чем выгодное вложение. В свете этого должна быть  пересмотрена российская система образования.

Третий день конференции был посвящен рабочим совещаниям о возможностях кооперации в исследованиях и создании совместных проектов. Многие участники увидели возможности продолжения своих исследований в сравнительной перспективе, увидев сравнительное сходство научных направлений своих коллег.

На встрече обсуждались возможности написания нескольких обзоров, посвященных политике школьного выбора (school choice) в разных странах; подготовки тематического номера журнала с докладами о конференции; подачи совместных заявок на гранты, которые обеспечат совместные проекты. Несколько международных исследователей предложили сотрудничество сотрудникам НУЛ СОН в обработке данных. В частности, Керстин Шнайдер из Вуппертальского университета (Германия) сообщила, что их подразделениеготово принимать на стажировку магистрантов и аспирантов НИУ ВШЭ, чтобы помочь в применении эконометрических методов в сборе данных и написании научных статей.

Подготовила Татьяна Чернова