Must read: ЦМИ о молодежи
Уходя на новогодние праздники, делимся подборкой важных для нас работ – результатами исследований, которые удалось собрать в разных тематических сборниках. Здесь и формирование идентичностей, и патриотизм, и телесности, и различные молодежные сообщества, пережившие и переживающие изменения сегодня.
Дети и подростки в этносфере крупного российского города. Сб. статей / Под ред. Е. Омельченко, Е. Лукьяновой. – СПб.: Свое издательство, 2015. – 200 с.
Из сборника статей «Дети и подростки…» читатель узнает о том, из чего складывается контекст актуальных этнических образов в российских городах. Важно, что авторы не концентрируются строго на этнической идентификации, но пытаются также рассмотреть, как динамичная городская среда влияет на процессы формирования этно-религиозной идентичности детей и подростков.
Книга основана на материале 60 глубинных полустандартизированных интервью: тридцать с детьми и подростками от 10 до 19 лет, тридцать – с взрослыми членами их семей из двух российских городов – Санкт-Петербург и Ульяновск. Подробно рассматриваются практики этно-религиозного воспитания, как его внутрисемейные, так и институциональные формы, включая школьное образование как пространство взаимодействия различных этнических дискурсов.
Почитать книгу
Pro Тело. Молодежный контекст. Сборник статей / Под ред. Е. Омельченко, Н. Нартовой. – СПб: Алетейя, 2013. – 288 с.
В сборнике представлены результаты эмпирического исследования, посвященного различным аспектам телесных практик российской молодежи. Повседневная жизнь является фундаментальной для производства и воспроизводства тел: именно через ежедневные практики тела начинают сознаваться, формироваться и конституироваться их обладателями. Учитывая это, авторы статей нацелены на анализе телесных режимов молодежи «рабочего класса» в повседневной жизни. Какие образы тела формируются в молодежной среде, практики, правила интерпретации и обращения с телом ежедневно реализуются молодежью – фокус авторов статей.
Через исследование гигиенических, пищевых, спортивных, сексуальных, потребительских практик раскрываются индивидуальные и коллективные образы телесности.
В основу исследования легли 61 интервью с учащимися средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 22 лет, а также анализ телевизионного дискурса в отношении проблематизации и артикуляции телесности молодежи.
Книга доступна по ссылке
Омельченко, Е. и Пилкингтон, Х. (2012). С чего начинается Родина: молодежь в лабиринтах патриотизма. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та.
Почему важно и насколько перспективно изучать патриотические настроения молодежи сегодня – вопрос, который ставят перед собой авторы сборника «С чего начинается Родина…». Чувство патриотизма, его развитие и существование зависит от множества факторов, а выводы могут казаться фрагментированными и частичными. Однако эта палитра понимания патриотизма становится важным элементов в формировании молодежных солидарностей и самоопределения.
Как современная Россия воспринимается поколением, рожденным после 1991 года, и есть ли основания говорить о формировании «новом русском/российском патриотизме»? Осмысление новых реалий молодежных культурных практик последнего десятилетия, влияние на них глобальных процессов и трансформации политического профиля России – какую роль теперь играет патриотизм?
Почитать книгу
Новые молодежные движения и солидарности России / Под ред. Омельченко Е.Л., Сабировой Г.А. Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2011. 216 с.
В сборнике собраны статьи и эссе, подготовленные начинающими исследователями в рамках проектов «Новые социальные движения молодежи» и «Новые молодежные солидарности в глобальном и локальном контексте: экономика, политика, культура».
В молодежной среде первого десятилетия ХХI века произошли серьезные изменения, появились новые культурные и социальные формы выражения молодежных поисков. Статьи данного сборника посвящены некоторым из этих изменений. Борьба за аутентичность и адекватность проигрывания культурных ролей во взаимодействии с другими группами, а не жесткое противопоставление одних другим – существенное изменения, произошедшие в характере групповых коммуникаций. Использование солидарного подхода, который используют авторы статей, помогает увидеть и осмыслить этот тип взаимодейсвтия в молодежной среде.
Сборник доступен тут