• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Must read: этичное питание

Является ли этичное потребление практикой лишь привилегированных групп? Как еда определяет нашу жизнь? И почему дрожжи – убийцы? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы в подборке на тему этичного питания.

Must read: этичное питание


Johnston J, Szabo M, Rodney A. «Good food, good people: Understanding the cultural 
repertoire of ethical eating» // Journal of Consumer Culture. 2011. Vol.11. No. 3. P. 293–318.

 

Исследование, построенное на результатах 40 глубинных интервью с 20 семьями из Торонто, показало, как люди с разными классовыми позициями и расово-этническим происхождением понимают и реализуют этичные пищевые практики.

Присуще ли этическое потребление лишь людям с экономическими и культурными привилегиями? И как, в таком случае, группы с ограниченными ресурсами концептуализируют этические практики потребления? 

Авторы делают несколько выводов. Экономические и культурные привилегии облегчают доступ к этическим пищевым практикам. Однако люди, принадлежащие к маргинализированным группам, продемонстрировали механизмы творческой адаптации этических пищевых практик для их соответствия условиям низкого дохода.

Текст статьи

 

Lindeman M., Sirelius M. «Food choice ideologies. The modern manifestations of normative and humanist views of the world» // Appetite. 2001. No37. P. 175-184.

 

Авторы представляют результаты двух исследований, в которых изучалось, составляют ли повседневные мотивы выбора еды и абстрактные ценности идеологию выбора пищи; отражает ли эта идеология полярность «нормативизм-гуманизм», представленную в теории Томкинса; как группы с различными пищевыми идеологиями одобряют эти идеологии.

В первом исследовании 82 женщины-участницы заполнили опросник Food Choice, сокращенную версию исследования ценностей Шварца и шкалу полярности Томкинса. Результаты позволили исследователям сформулировать четыре идеологии выбора пищи: экологическая, идеология здоровья, удовольствия и удобства. 

Во втором исследовании были воспроизведены полученные ранее результаты только для идеологий экологии и здоровья. В обоих исследованиях экологическое измерение, которое оказалось типичным для вегетарианцев, было связано с гуманистическим взглядом на мир.  Идеология здоровья, в свою очередь, была связана с нормативным взглядом на мир. В целом, результаты двух исследований показали, что выбор еды становится новым способом выражения жизненной философии человека. 

Статья доступна по ссылке

Стил К. Голодный город: как еда определяет нашу жизнь. Москва: Strelka Press, 2014.

 

Эта книга, по словам самой Кэролин Стил, о том, как люди едят. Однако речь в тексте идет, конечно же, о вещах более глобальных, но, в то же время, таких же естественных и повседневных, как прием пищи. «Голодный город…» – результат семилетней работы, наблюдений и сбора материала о том, как продовольственное движение развивается сегодня. И, если читателю могло показаться, что еда на вынос – остроумное изобретение XXIстолетия, то автор готова развеять это представление. 

Две главные темы книги – еда и города – образуют жизненно важную и существующую уже не одно тысячелетие цепочку, обеспечивающую жизни миллионов людей каждый день. Еда находится настолько глубоко в основании нашей жизни, что мы порой можем не замечать, как она определяет устройство нашей жизни. 

Отрывок из книги



Аутио М., Хейсканен Е., Хейнонен В. Нарративы «зеленых» потребителей: антигерой, экогерой и анархист // Лабиринт. 2014 № 2 С. 19-34.

 

Концепция зеленого потребления все еще остается неоднозначной, допуская широкий спектр практик в повседневном потреблении. В приведенной статье авторы рассматривают, как трое молодых потребителей из Финляндии выстраивают понимание и строят образы относительно «зеленого» потребления. 

В работе подробно рассматриваются три нарратива, которые отражают определенные позиции молодежи в рамках «зеленого» потребления: «антигерой», «экогерой» и «анархист». В рассказанных историях раскрываются проблемы фрагментированного, гендерного и индивидуалистического представлениях о «зеленом» потреблении.

Текст статьи

Кормина Ж. В. «Дрожжи-убийцы: гастрономическая конспирология и культура недоверия в современной России» // Антропологический форум. 2015. № 27 С. 142-175.

 

Листовка о «термофильных-дрожжах убийцах», которую автору удалось прочитать во время полевого исследования среди православных паломников, а также осознание того, что гастрономические страхи, связанные с употреблением дрожжевого хлеба, волнуют широкий круг россиян – два обстоятельства, которые стали отправной точкой для написания данной статьи. 

Как конструируются слухи об опасности дрожжевого хлеба? На этот вопрос Жанна Кормина отвечает с помощью рассмотрения темы моральной экономики хлеба, разбора текстов о дрожжах-убийцах, религиозных и квазирелигиозных источниках формирования пищевых страхов, а также через нарратив идеального хлеба и хлебопечения. 

Автор предлагает рассматривать этот вопрос в контексте культуры недоверия, как результата работы обывательского критического мышления, который ставит под сомнение честность государства и связанных с ним институтов власти и контроля. Культура недоверия рождается из вопроса достоверности широкодоступной информации, а также из невозможности оценить риск невидимых и неосязаемых врагов «общества риска», к примеру таких, как дрожжи.

Ссылка на статью



Барбарук А. В. «Тело как инструмент сознания»: повседневная концептуализация телесных практик в вегетарианстве» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. ХХ. № 1(89). С. 22-36.

 

В статье рассматривается тема концептуализации тела в вегетарианском дискурсе. Телесность представляется социокультурным конструктом, через который формируются представления о мире, жизненные ориентиры, нормы и представления о собственном теле. В вегетарианском дискурсе тело принимает дуальную структуру: с одной стороны, оно рассматривается через его физиологические функции, с другой – через представления о его нематериальной структуре, предназначенной для реализации душевных стремлений личности. 

На основе дискурс-анализа вегетарианской литературы на тематических сайтах и полуформализованных интервью с вегетарианцами авторы выделяют группы представлений о телесности в дискурсе вегетарианства: питание и его влияние на физическое здоровье, психология и этика тела, а также телесные практики и социальная идентичность. 

Текст статьи