Must read: молодежные движения (пост)советского периода
Подборка исследований о молодежных движениях советского и постсоветского периода: о стратегиях сопротивления, формировании идентичности и молодежных практиках, которые еще имеют свое влияние на молодежь сегодня.
Омельченко Е. и др. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб.: Алетейя. – 2004.
Российская молодежная культура была предметом большого интереса исследователей с 1991 года, но большинство исследований до настоящего времени не учитывали глобальный контекст. Авторы работы «Глядя на запад» используют теории культурной глобализации, чтобы показать, как открытость постсоветской России для Запада отразилась на культурных практиках российской молодежи. Присутствие магазинов дизайнерской одежды, интернет-кафе и яркая клубная сцена в российских городах часто интерпретируется как свидетельство «вестернизации» российской молодежи. Однако книга показывает, что молодежь приняла стратегию «выбирай и смешивай» в отношении западных культурных ценностей, которая объединяет высокую восприимчивость к глобальному и сохранением местного.
Авторы показывают, как молодые люди воспринимают Россию в глобальных потоках культурного обмена, как видят Россию в сформировавшемся глобальном порядке, и как им удается «жить с Западом» ежедневно. Коллективный труд британских и российских социологов посвящен социологическому анализу культурных практик российской молодежи сквозь призму принятия–сопротивления образам Запада.
Книга доступна по ссылке
Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. – ОГИ. 2004.
Работа посвящена изучению молодежных субкультур. Материалы, которые были собраны автором, релевантны для Ленинграда и Москвы конца 80-х годов. Автор книги использовала метод включенного наблюдения, что дало ей сразу два преимущества. Она наблюдала относительно закрытое сообщество городского молодежного андеграунда не только снаружи, но и изнутри. Сам автор так определяет задачу исследования – моделирование связей между символикой и социальной структурой сообщества. Сообщество, которое наблюдала автор тогда получило название «Система», в которое входили тусовки самых разных направлений: хиппи, панки, поклонники хэви метал, а также некоторые религиозно-мистические сообщества. Автор сделала описание «Системы» и представила его как модель для исследования знаковой системы сообщества и взаимодействия внутри него и с социальным контекстом.
Автор предупреждает, что нужно принимать во внимание тот факт, что за время написания книги серьезные изменения пережили подобные сообщества/тусовки, а также их знаковая система. Также изменилось и понимание субкультуры, на место которой теперь пришел концепт сцены. Эти обстоятельства потребовали внести некоторых изменений, результатом которых стал этот текст. Кроме того, наблюдения конца 80-х годов автор дополняет уже относительно более свежими наблюдениями 1998-2001 года, что представляет временной срез изучаемой темы. Однако автор обращает внимание и на то, что выявленные раннее характеристики «Системы» в той или иной мере актуальны и по сей день, сохраняя свое влияние на молодежную культуру.
Fürst J. Stalin's last generation: Soviet post-war youth and the emergence of mature socialism. Oxford University Press. 2010.
Эта книга, по словам автора, представляет собой подробное исследование поколения советской молодежи, достигшей совершеннолетия в критический период перемен. Речь идет о молодых людях новой эпохи жизни Советского Союза: зрелого социализма.Это было первое поколение, которое, несмотря на массовое игнорирование официальных норм и соглашений, спонсировало индивидуалистическую идеологию. И все же это было последнее поколение, чья идентичность была безвозвратно связана с советским государством.
«Сталинское последнее поколение» – последнее поколением, достигшее совершеннолетия при Сталине. Это также и первое поколение, которое социализировалось в послевоенный период. Эта молодежь выросла в мире, в котором сохранялись многие признаки революционного периода Советского Союза, однако в их окружении уже появились первые признаки застоя и распада. И хотя это поколение все еще умело говорить на «большевистском» языке, им также нравилось танцевать и одеваться на «западный лад»; они стремились создать идентичность, которая была бы более индивидуальной, чем та, что предлагало государство.
Pilkington H., Garifzianova A., Omel'chenko E. Russia's skinheads: exploring and rethinking subcultural lives. – Routledge. 2010.
Книга «Российские скинхеды: изучение и переосмысление субкультурной жизни» обеспечивает тщательное изучение феномена скинхедов, объяснение его природы и его значения, а также оценку того, как далеко российская субкультура скинхедов находится на «люмпеновой» границе крайнего националистического идеологического спектра.
Исследование дает практический пример того, как глубоко исследовать молодежную субкультуру в течение длительного периода - в данном случае посредством эмпирических исследований, проведенных после определенной группы в течение шести лет - и далее утверждает, что российская субкультура скинхедов не является прямым импортом с Запада, и что молодежные культурные традиции не должны сводиться к выражению потребительского выбора. В нем представлено понимание российского скинхеда как продукта жизни целого и развивающегося человека, и поэтому он заставляет социологов переосмыслить, как они воспринимают природу субкультур.
Riordan J. (ed.). Soviet youth culture. – Springer, 1989.
Книга состоит из статей, авторы которых не претендуют на то, чтобы избежать предвзятости, будь то по возрасту или социальной обусловленности. Однако они пытались представить читателю как можно более широкое и полное представление о советской молодежи и их проблемах: от школьников до фермеров, от сообщества рок-музыки до комсомола, от молодежной культуры и субкультуры к консервативной реакции. И, так как было бы высокомерно публиковать книгу «о молодежи», написанную исключительно «старыми туманностями», мы обеспечили, чтобы вкладчики варьировались от «старших ветеранов» до студентов-исследователей и студентов. Все, однако, молоды в сердце.
В представленных статьях обсуждается поведение советской молодежи и их современные проблемы: это дает представление об их жизни и отношениях, а также представляют исследователям и читателям возможность понять проблемы молодежи в другом обществе и способы решения, к которым они приходят.