• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Must read: стимпанк

На этот раз в рубрике «must-read» мы знакомим вас с небольшой, но насыщенной подборкой, посвященной стимпанку.

Must read: стимпанк



1. Cherry B., Mellins M. 
«Negotiating the punk in steampunk: subculture, fashion & performative identity» //Punk & Post Punk. – 2011. – Vol. 1. – No. 1. – P. 5-25.

 

Для авторов статьи стимпанк представляется особенно интересным примером широкого использования идеи панка с точки зрения самосовершенствования и отказа от социальных норм. Удовольствие от жизни в стиле стимпанк связаны с отказом от современного образа жизни и социальных нравов, а также с возвращением к изобретательности и индивидуальному мастерству. 


Опираясь на анализ онлайн-дискурсов и на результаты глубинных интервью, авторы показывают, как стимпанк превратился в перформативную субкультуру с узнаваемой и отличительной модой. Фокусируясь в основном на моде и музыке, исследователи показывают, как деятельность сообщества стимпанк пересекается не только с субкультурами панка и альтернативной музыки, но также с фан-культурой.

Постепенно авторы приходят к выводу о том, что стимпанк иллюстрирует растущую сложность пост-субкультур в XXI веке, в частности, переход от музыкальных субкультур к пересечению между фан-культурой и перформативными идентичностями.



 

2. Ferguson C. «Surface tensions: Steampunk, subculture, and the ideology of style» //Neo-Victorian Studies. – 2011. – Vol. 4. – No. 2. – P. 66-90.

 

В статье, основанной на разнообразных визуальных, текстовых источниках, а также на отдельных примерах исполнительского искусства в стиле стимпанк, автор прослеживает существование напряженных идеологических и эстетических дебатов внутри субкультуры. Стимпанк не просто отвергает исторический девятнадцатый век в пользу его альтернативной версии, но пытается осмыслить, каким образом следует обозначать социальное, экономическое и политическое наследие викторианского периода. 


Приведенный в статье анализ демонстрирует, что резко отличающиеся влияния викторианского прошлого в практиках стимпанка — в качестве только эстетической стороны или в качестве определяющего исторического контекста — вмещают в себя разнообразие идеологических позиций. Существование такого динамического идеологического диапазона — авторское примечание как для практиков стимпанка, так и для академических наблюдателей, которые, как считает автор, стремятся загнать субкультуру в единственную, основанную на вкусе или политически оппозиционную, интерпретацию. К. Фергюсон призывает к новому и более обоснованному подходу к практикам стимпанка и их политической идентификации, который бы смог заменить до сих пор существующее монолитное представление о субкультуре.

Ссылка на статью

 

3. Jagoda P. «Clacking control societies: steampunk, history, and the difference engine of escape» // Neo-Victorian Studies. – 2010. – Vol. 3. – No. 1. – P. 46-71.

 

Художественная литература в жанре стимпанк использует в качестве изобразительных приемов стратегический анахронизм, контрфактуальные сценарии и исторически непредвиденное обстоятельство с целью исследовать взаимосвязи между девятнадцатым веком и современной научно-технической культурой. В романе У. Гибсона и Б. Стерлинга «Машина различий» действие происходит в неовикторианскую эпоху, а авторы рисуют альтернативный «механический» мир. «Что было бы, если...», — сослагательное наклонение как основа сюжета. Альтернативная хронология романа переосмысливает викторианские тексты и исторические события, включая «Сибиллу» Б. Дизраэли и промышленную революцию, чтобы исследовать литературную историю и историографию. 

 

В приведенном мастриде автор анализирует, как текст «Машины различий» рисует историю властных отношений. Альтернативная генеалогия романа помогает нам изучить эволюцию систем управления и поразмышлять о форме истории. Действительно, если технология влияет на возникновение исторических событий и систем власти, она также формирует литературные и художественные формы. С точки зрения автора, истории неизбежно формируют наши отношения со временем и пространством, историей и знаниями, контролем и свободой. 

 

4. Forlini S. «Technology and morality: The stuff of steampunk» //Neo-Victorian Studies. – 2010. – Vol. 3. – No. 1. – P. 72-98.

 

В этой статье стимпанк рассматривается с точки зрения исследования вещей и наших отношений с ними. Автор анализирует повторное использование викторианских вещей в работах стимпанк-художников, которые выставляли свои работы на выставке Anachrotechnofetishism (2008) году, а также вещи в романе Нила Стивенсова «Алмазный век» (1995), предполагая, что стимпанк дает уникальные возможности переосмыслить человека, технологии и мораль в «постчеловеческом» мире.

 

Прежде всего, стимпанк — это вещи, особенно технологические, и наши отношения с ними. Как поджанр научной фантастики, стимпанк исследует разницу и влияние, которые может создать объект; в нем представлены альтернативные викторианские эпохи, в которых технологические достижения радикально изменяют ход истории и открывают возможные будущие техно-культурные миры. Как ремесло и образ жизни, стимпанк производит материальные вещи, которые могу иметь значение сегодня. Художники в стиле стимпанк производят предметы, вдохновленные как фактическими, так и вымышленными викторианскими механическими изобретениями, или стилистически обновляют современные технологические объекты. Это делается для того, чтобы бросить вызов современному технологическому дизайну и помочь людям пересмотреть ценность вещей.


 

5. Onion R. «Reclaiming the machine: An introductory look at steampunk in everyday practice» //Neo-Victorian Studies. – 2008. – Vol. 1. – No. 1. – P. 138-163.

 

Стимпанк — мультитекстуальная эстетика, которая начала формироваться в конце 1980-х годов, представляет мир таким, каким он был в начале викторианской эпохи, когда паровая энергия еще питала машины. Эстетика стимпанка была первоначально найдена в художественной литературе, но теперь она перешла в кино, графические романы, музыку, искусство, моду. В статье автор прослеживает историю жанра, а затем переходит к анализу «стимпанковских» методов крафта, задавая вопросы о том, что мотивирует тех, кто делает современные предметы в стиле стимпанк.

Анализируя записи в блогах, тематические журналы и сами объекты творчества, автор утверждает, что в основе работы практикующих стимпанков лежит желание восстановить человеческую связь с миром машин: с воспринимаемым «потерянным» механическим миром. В конце статьи читателя ждет рассуждение автора на вопрос о том, обречен ли стимпанк так же, как и паровой двигатель.

Ссылка на статью