Must read: стимпанк
На этот раз в рубрике «must-read» мы знакомим вас с небольшой, но насыщенной подборкой, посвященной стимпанку.
1. Cherry B., Mellins M. «Negotiating the punk in steampunk: subculture, fashion & performative identity» //Punk & Post Punk. – 2011. – Vol. 1. – No. 1. – P. 5-25.
Для авторов статьи стимпанк представляется особенно интересным примером широкого использования идеи панка с точки зрения самосовершенствования и отказа от социальных норм. Удовольствие от жизни в стиле стимпанк связаны с отказом от современного образа жизни и социальных нравов, а также с возвращением к изобретательности и индивидуальному мастерству.
Опираясь на анализ онлайн-дискурсов и на результаты глубинных интервью, авторы показывают, как стимпанк превратился в перформативную субкультуру с узнаваемой и отличительной модой. Фокусируясь в основном на моде и музыке, исследователи показывают, как деятельность сообщества стимпанк пересекается не только с субкультурами панка и альтернативной музыки, но также с фан-культурой.
Постепенно авторы приходят к выводу о том, что стимпанк иллюстрирует растущую сложность пост-субкультур в XXI веке, в частности, переход от музыкальных субкультур к пересечению между фан-культурой и перформативными идентичностями.
2. Ferguson C. «Surface tensions: Steampunk, subculture, and the ideology of style» //Neo-Victorian Studies. – 2011. – Vol. 4. – No. 2. – P. 66-90.
В статье, основанной на разнообразных визуальных, текстовых источниках, а также на отдельных примерах исполнительского искусства в стиле стимпанк, автор прослеживает существование напряженных идеологических и эстетических дебатов внутри субкультуры. Стимпанк не просто отвергает исторический девятнадцатый век в пользу его альтернативной версии, но пытается осмыслить, каким образом следует обозначать социальное, экономическое и политическое наследие викторианского периода.
Приведенный в статье анализ демонстрирует, что резко отличающиеся влияния викторианского прошлого в практиках стимпанка — в качестве только эстетической стороны или в качестве определяющего исторического контекста — вмещают в себя разнообразие идеологических позиций. Существование такого динамического идеологического диапазона — авторское примечание как для практиков стимпанка, так и для академических наблюдателей, которые, как считает автор, стремятся загнать субкультуру в единственную, основанную на вкусе или политически оппозиционную, интерпретацию. К. Фергюсон призывает к новому и более обоснованному подходу к практикам стимпанка и их политической идентификации, который бы смог заменить до сих пор существующее монолитное представление о субкультуре.
Ссылка на статью
3. Jagoda P. «Clacking control societies: steampunk, history, and the difference engine of escape» // Neo-Victorian Studies. – 2010. – Vol. 3. – No. 1. – P. 46-71.
Художественная литература в жанре стимпанк использует в качестве изобразительных приемов стратегический анахронизм, контрфактуальные сценарии и исторически непредвиденное обстоятельство с целью исследовать взаимосвязи между девятнадцатым веком и современной научно-технической культурой. В романе У. Гибсона и Б. Стерлинга «Машина различий» действие происходит в неовикторианскую эпоху, а авторы рисуют альтернативный «механический» мир. «Что было бы, если...», — сослагательное наклонение как основа сюжета. Альтернативная хронология романа переосмысливает викторианские тексты и исторические события, включая «Сибиллу» Б. Дизраэли и промышленную революцию, чтобы исследовать литературную историю и историографию.
В приведенном мастриде автор анализирует, как текст «Машины различий» рисует историю властных отношений. Альтернативная генеалогия романа помогает нам изучить эволюцию систем управления и поразмышлять о форме истории. Действительно, если технология влияет на возникновение исторических событий и систем власти, она также формирует литературные и художественные формы. С точки зрения автора, истории неизбежно формируют наши отношения со временем и пространством, историей и знаниями, контролем и свободой.
4. Forlini S. «Technology and morality: The stuff of steampunk» //Neo-Victorian Studies. – 2010. – Vol. 3. – No. 1. – P. 72-98.
В этой статье стимпанк рассматривается с точки зрения исследования вещей и наших отношений с ними. Автор анализирует повторное использование викторианских вещей в работах стимпанк-художников, которые выставляли свои работы на выставке Anachrotechnofetishism (2008) году, а также вещи в романе Нила Стивенсова «Алмазный век» (1995), предполагая, что стимпанк дает уникальные возможности переосмыслить человека, технологии и мораль в «постчеловеческом» мире.
Прежде всего, стимпанк — это вещи, особенно технологические, и наши отношения с ними. Как поджанр научной фантастики, стимпанк исследует разницу и влияние, которые может создать объект; в нем представлены альтернативные викторианские эпохи, в которых технологические достижения радикально изменяют ход истории и открывают возможные будущие техно-культурные миры. Как ремесло и образ жизни, стимпанк производит материальные вещи, которые могу иметь значение сегодня. Художники в стиле стимпанк производят предметы, вдохновленные как фактическими, так и вымышленными викторианскими механическими изобретениями, или стилистически обновляют современные технологические объекты. Это делается для того, чтобы бросить вызов современному технологическому дизайну и помочь людям пересмотреть ценность вещей.
5. Onion R. «Reclaiming the machine: An introductory look at steampunk in everyday practice» //Neo-Victorian Studies. – 2008. – Vol. 1. – No. 1. – P. 138-163.
Стимпанк — мультитекстуальная эстетика, которая начала формироваться в конце 1980-х годов, представляет мир таким, каким он был в начале викторианской эпохи, когда паровая энергия еще питала машины. Эстетика стимпанка была первоначально найдена в художественной литературе, но теперь она перешла в кино, графические романы, музыку, искусство, моду. В статье автор прослеживает историю жанра, а затем переходит к анализу «стимпанковских» методов крафта, задавая вопросы о том, что мотивирует тех, кто делает современные предметы в стиле стимпанк.
Анализируя записи в блогах, тематические журналы и сами объекты творчества, автор утверждает, что в основе работы практикующих стимпанков лежит желание восстановить человеческую связь с миром машин: с воспринимаемым «потерянным» механическим миром. В конце статьи читателя ждет рассуждение автора на вопрос о том, обречен ли стимпанк так же, как и паровой двигатель.
Ссылка на статью