«Must read»: dark-сцена
Продолжаем публиковать ридеры по ключевым теоретическим и эмпирическим работам. В этом материале представляем вашему вниманию статьи, освещающие те или иные аспекты современной dark-сцены (+ музыкальный плейлист)
-
Jerrentrup A. Gothic and dark music: forms and background //The world of Music. – 2000. – С. 25-50.
A. Jerrentrup обращается к истокам возникновения “темной” волны, а также прослеживает ее развитие через призму молодежных культур последней четверти XX века. В статье автор пытается определить границы dark-сцены, выделить ряд векторов, вокруг которых солидаризируются ее участники, а также выявить различия между готической музыкой и другими, связанными с ней направлениями.
“Темная” (суб)культура рассматривается как “независимая” сцена, находящаяся за пределами внимания музыкального мейнстрима и крупных звукозаписывающих компаний. “Церемониальный и торжественный стиль готической музыки, ее тихая меланхолия и драма - все эти характеристики вступают в противоречие с популярной музыкой” (p.43-44). Вместе с этим, отмечают авторы, готическая (и “темная” в целом) музыка неизменно пересекается с целым рядом культурных направлений панк-культурой, электро/ индастриал/ EBM сценой (Electronic Body Music и т.д.).
“Gothic and dark music: forms and background” - одна из ключевых статей, посвященных музыкальной dark-сцене. Это однозначный must have в библиотеке исследователя современных (суб)культур и солидарностей, а также всех тех, кто интересуется “темными” молодежными направлениями.
Статья доступна для скачивания по ссылке
2. St John, Graham. "Neotrance and the psychedelic festival." Dancecult: Journal of Electronic Dance Music Culture 1.1 (2009)4
Статья посвящена локальной электронной музыкальной сцене, сосредоточенной вокруг португальского неотранс-фестиваля «The Boom».
Автор прослеживает историю развития фестиваля и музыкального направления в целом, а также описывает современное состояние сцены (на 2008 год фестиваль собрал более 25000 участников из 85 стран мира).
В непосредственном фокусе исследования оказываются религиозное и духовное измерения психоделического транса. В частности, отмечается, что в рамках фестиваля можно выделить три траектории его участников: экстатическую, перформативную и рефлексивную. Статья доступна для скачивания по ссылке.
3. Featherstone M., Burrows R. (ed.). Cyberspace/cyberbodies/cyberpunk: Cultures of technological embodiment. – Sage, 1996. – Т. 43.
Современная дарк-сцена неизменно связана еще с одним направлением - киберпанком. В 80 годах XX века киберпанк появился в научной фантастики как жанр, повествующий об антиутопическом мире будущего, мире продвинутых информационных технологий, а также морального и культурного упадка. С течением времени киберпанк получил широкое распространение не только в литературе, но и в кинематографе, музыке, играх, а также стал основой для формирования новых солидарностей. Авторы этой, без сомнения, культовой книги, рассматривают киберпанк через призму представлений о кибертелах и киберпрстранстве в художественной и академической литературе. Книга доступна для предварительного просмотра по ссылке.
4. Chatterton P., Hollands R. Theorising urban playscapes: producing, regulating and consuming youthful nightlife city spaces //Urban studies. – 2002. – Т. 39. – №. 1. – С. 95-116.
Молодежные сцены, субкультуры, солидарности так или иначе взаимодействуют с пространством - они вписаны в конкретный городской ландшафт и/или воспроизводятся в пространстве виртуальном.
В фокусе данной теоретической статьи оказываются “ночные” молодежные развлекательные пространства: бары, пабы, клубы и музыкальные площадки. Авторы сосредоточиваются на теоретических и эмпирических аспектах производства и регулирования “ночных” развлечений с точки зрения трех акторов: потребителей, производителей и государства. В частности, отмечается, что современные городские площадки, несмотря на попытки сегментации, дифференциации потребительской аудитории, погоню эксклюзивными формами, так или иначе ориентируются на менстрим, массовую культуру, в тоже время “альтернативная” ночная жизнь “находится под угрозой” и постепенно вытесняется с городского публичного пространства. В заключении статьи авторы предлагают ряд потенциальных сценариев развития молодежных “ночных” площадок и сферы в целом.
Статья доступна дляскачивания
5. Grote F. Locating Publics: Forms of Social Order in an Electronic Music Scene. – Springer Science & Business Media, 2014.
Ф. Грот, в отличие от предыдущих авторов, не анализирует “ночные” музыкальные пространства в целом, а обращает свое внимание на отдельную сцену электронной музыки. В фокусе книги оказываются многочисленные процессы, происходящие как внутри сообщества, так и вне его. Автора интересует то, почему участники сцены не ограничиваются лишь взаимодействием с глобальной публикой в социальных сетях, а встречаются в повседневной жизни, общаются друг с другом и с аудиторией в конкретных пространствах. Эмпирическая основа исследования - интервью, дневниковые записи с проводимых наблюдений за жизнью сцены, а также наблюдения за онлайн-коммуникацией ее участников.
Книга доступна для предварительного просмотра вGoogle.books
Для того, чтобы лучше прочувствовать атмосферу dark-сцены, предлагаем вашему вниманию подборку музыкальных композиций различных направлений, так или иначе связанных с “темной” эстетикой и культурой:
Cygnosic Mad Desire
DJ PSY FAIL Mix 5
Holocoder Enemy Nation
[ZEITGEIST_2511] Transplanted_Heart
XENORECEPTOR Biohazarder ( - )
XENORECEPTOR Sektor
Freakangel Death Walks With Us