• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

«Must read»: dark-сцена

Продолжаем публиковать ридеры по ключевым теоретическим и эмпирическим работам. В этом материале представляем вашему вниманию статьи, освещающие те или иные аспекты современной dark-сцены (+ музыкальный плейлист)

«Must read»: dark-сцена

  1. Jerrentrup A. Gothic and dark music: forms and background //The world of Music. – 2000. – С. 25-50.

A.  Jerrentrup обращается к истокам возникновения “темной” волны, а также прослеживает ее развитие через призму молодежных культур последней четверти XX века. В статье автор пытается определить границы dark-сцены, выделить ряд векторов, вокруг которых солидаризируются ее участники, а также выявить различия между готической музыкой и другими, связанными с ней направлениями.

“Темная” (суб)культура рассматривается как “независимая” сцена, находящаяся за пределами внимания музыкального мейнстрима и крупных звукозаписывающих компаний. “Церемониальный и торжественный стиль готической музыки, ее тихая меланхолия и драма - все эти характеристики вступают в противоречие с популярной музыкой” (p.43-44). Вместе с этим,  отмечают авторы, готическая (и “темная” в целом) музыка неизменно пересекается с целым рядом культурных направлений панк-культурой, электро/ индастриал/ EBM сценой (Electronic Body Music и т.д.).
 “Gothic and dark music: forms and background” - одна из ключевых статей, посвященных музыкальной dark-сцене. Это однозначный must have в библиотеке исследователя современных (суб)культур и солидарностей, а также всех тех, кто интересуется “темными” молодежными направлениями.

Статья доступна для скачивания по ссылке

        2. St John, Graham. "Neotrance and the psychedelic festival." Dancecult: Journal of Electronic Dance Music Culture 1.1 (2009)4
Статья посвящена локальной электронной музыкальной сцене, сосредоточенной вокруг португальского неотранс-фестиваля «The Boom».
Автор прослеживает историю развития фестиваля и музыкального направления в целом, а также описывает современное состояние сцены (на 2008 год фестиваль собрал более 25000 участников из 85 стран мира).
В непосредственном фокусе исследования оказываются религиозное и духовное измерения психоделического транса. В частности, отмечается, что в рамках фестиваля можно выделить три траектории его участников: экстатическую, перформативную и рефлексивную.  Статья доступна для скачивания по ссылке.

      3. Featherstone M., Burrows R. (ed.). Cyberspace/cyberbodies/cyberpunk: Cultures of technological embodiment. – Sage, 1996. – Т. 43.

         Современная дарк-сцена неизменно связана еще с одним направлением - киберпанком. В 80 годах XX века киберпанк появился в научной фантастики как жанр,  повествующий об антиутопическом мире будущего, мире продвинутых информационных технологий, а также морального и культурного упадка. С течением времени киберпанк получил широкое распространение не только в литературе, но и в кинематографе, музыке, играх, а также стал основой для формирования новых солидарностей.  Авторы этой, без сомнения, культовой книги, рассматривают киберпанк через призму представлений о кибертелах и киберпрстранстве в художественной и академической литературе. Книга доступна для предварительного просмотра по ссылке.

4. Chatterton P., Hollands R. Theorising urban playscapes: producing, regulating and consuming youthful nightlife city spaces //Urban studies. – 2002. – Т. 39. – №. 1. – С. 95-116.

     Молодежные сцены, субкультуры, солидарности так или иначе взаимодействуют с пространством - они вписаны в конкретный городской ландшафт и/или воспроизводятся в пространстве виртуальном.

    В фокусе данной теоретической статьи оказываются “ночные” молодежные развлекательные пространства: бары, пабы, клубы и музыкальные площадки. Авторы сосредоточиваются на теоретических и эмпирических аспектах производства и регулирования “ночных” развлечений с точки зрения трех акторов: потребителей, производителей и государства. В частности, отмечается, что современные городские площадки, несмотря на  попытки сегментации, дифференциации потребительской аудитории, погоню эксклюзивными формами, так или иначе ориентируются на менстрим, массовую культуру, в тоже время “альтернативная” ночная жизнь “находится под угрозой” и постепенно вытесняется с городского публичного пространства.  В заключении статьи авторы предлагают ряд потенциальных сценариев развития молодежных “ночных” площадок и сферы в целом.

Статья доступна дляскачивания


5. Grote F. Locating Publics: Forms of Social Order in an Electronic Music Scene. – Springer Science & Business Media, 2014.

Ф. Грот, в отличие от предыдущих авторов, не анализирует  “ночные” музыкальные пространства в целом, а обращает свое внимание на отдельную сцену электронной музыки. В фокусе книги оказываются многочисленные процессы, происходящие как внутри сообщества, так и вне его. Автора интересует то, почему участники сцены не ограничиваются лишь взаимодействием с глобальной публикой в социальных сетях, а встречаются в повседневной жизни, общаются друг с другом и с аудиторией в конкретных пространствах. Эмпирическая основа исследования - интервью, дневниковые записи с проводимых наблюдений за жизнью сцены, а также наблюдения за онлайн-коммуникацией ее участников.
Книга доступна для предварительного просмотра вGoogle.books

Для того, чтобы лучше прочувствовать атмосферу dark-сцены, предлагаем вашему вниманию подборку музыкальных композиций различных направлений, так или иначе связанных с “темной” эстетикой и культурой:

Cygnosic Mad Desire
DJ PSY FAIL Mix 5
Holocoder Enemy Nation
[ZEITGEIST_2511] Transplanted_Heart
XENORECEPTOR Biohazarder ( - )
XENORECEPTOR Sektor
Freakangel Death Walks With Us