• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Скорее жертвы, чем враги

Что говорит об ушедших в ИГИЛ молодежь Дагестана

Скорее жертвы, чем враги

Ученые НИУ ВШЭ провели серию глубинных интервью с молодыми жителями Дагестана и выяснили, что они думают о вступивших в ИГИЛ* соотечественниках. Исследование** показало: ушедших к террористам воспринимают не как врагов, а как жертв «промывания мозгов» и нерешенных социальных проблем. 

Авторы исследования:

Искэндэр Ясавеев, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Надежда Васильева, стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Алина Майборода, стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

«Едут за какой-то сказкой…»

Исследователи сосредоточились не на объективной ситуации «ухода в ИГИЛ», а на том, каким образом она проговаривается молодыми дагестанцами. Доминирующей в интервью оказалась риторика неразумности, предполагающая уязвимость перед манипулированием. Ушедшие в ИГИЛ описываются как «легко внушаемые», «ведомые», «неопытные», «очень слабые характером люди», у которых «нет образования», «несформированный ум».

«…едут все за какой-то сказкой, за чем-то, а, естественно, это все и гипноз, это все внушение какое-то. Потому что у нас большинство ребят, они легко внушаемы. И они ведутся, они ведомые…».

«Это глупые, ну глупые ребята… Им предлагают хорошие деньги, плюс они хотят почувствовать себя сильными, но эти ребята никогда не будут нормальными, если их легко зомбировать в одну и в другую сторону».

Присоединившихся к ИГИЛ воспринимают не как врагов и предателей. Они скорее оступились, совершили ошибку, а переживания их близких вызывают сочувствие.

«Когда он ушел, его мама вся убитая, буквально, ходит, потому что она знает, что он в ИГИЛе где-то, то ли он взорвется где-то, то ли он уже мертв, то ли что с ним».

«В Сирию, что ли… уехал на войну. И у родителей траур, вся семья горюет, потому что это так неожиданно произошло, он очень конспирировался, видимо».

«Мужчина пойдет зарабатывать…»

Часто уход в ИГИЛ связывают с безработицей и необходимостью обеспечивать семью.

«..Прокормить семью — первая задача. И когда у тебя стоит выбор, чего скрывать, вопрос денег. Я когда услышал, так смешно стало, чтоб поехать в армию, нужно заплатить денег. Серьезно говорю! Во всей России дают деньги, чтоб в армию не идти, а у нас — чтоб пойти, чтоб дали военный билет, чтоб куда-то на работу устроиться. Вот и все, безработица, особенно когда у человека есть ребенок, жена, ему говорят — иди воевать, и все. Возможно, ты умрешь, это от тебя зависит, но твоя семья будет в достатке. Мужчина с характером — согласится. Он пойдет зарабатывать…».

Молодые дагестанцы проблематизируют ситуацию на рынке труда, отмечая, что работодателям требуются сотрудники с опытом, а молодые получить его не могут, поскольку не могут трудоустроиться. Вдобавок на вакантные места берут родных и знакомых.

«Основная проблема здесь в том, что без связей довольно сложно работать. Здесь все пропихивают своих. В принципе, это нередкое явление, то есть из-за этого простым людям довольно сложно найти работу».

«Так завербует, что от всего откажется…»

Образ манипуляции, центральный для риторики неразумности, воспроизводится через фигуру «вербовщика», отмечают авторы исследования. Того, кто влияет и убеждает, молодые люди описывают как хорошего психолога с навыками нейролингвистического программирования и «зомбирования».

«Допустим, девчонка вот, когда они ничем не занимаются, девушка, у нее нет никаких увлечений, она не усердна в школе…, у нее куча свободного времени. Она тратит его в социальных сетях, там она может познакомиться с каким-нибудь НЛПишным, я не знаю, мастером, который ее на самом деле так завербует, что она от всего откажется… Эти девчонки, они в основном были вот из такой категории, таких слабых каких-то, или же из таких семей, где тебя подавляют, унижают. А тут бац, ангел появляется, который тебя понимает, во всем поддерживает».

Вербовщик представляется как человек, умеющий разговаривать, перед которым трудно устоять.

«Есть ребята, я лично знаю, моя подруга, ее родственник ушел, вроде хороший парень, спортсмен, не пил, не курил, в мечеть ходил, наоборот, это как-то все… вроде такой набор, который гарантирует то, что все хорошо будет. Но, к сожалению, там… была мечеть, в которой он [«вербовщик»] именно вербовал этих всех ребят, он им говорил не то, что «вы должны понимать, что нельзя убивать людей», он говорил: «Да, но вот у тех-то и у тех-то вы можете забирать жизнь. Вам, наоборот, будет хорошо убрать…». К сожалению, именно те, некоторые ребята, они ушли».

Рассуждающие об «ушедших» понимают, что и сами не защищены перед манипулированием:

«…Одно время было очень актуально, вот так вот к тебе подходила девушка в хиджабе: «Слушай, ты бы не мог тут один пакет передать? Отвезти туда-то, типа, я не могу». И потом, в этом пакете могло быть что-то очень опасное или законом запрещенное. А потом: «Вот ты это сделал, теперь мы можем тебя как соучастника. Ты, типа, теперь должен с нами работать».

Основными каналами вербовки называются социальные сети и скайп, «через которые общаются как «вербовщики» внутри республики, так и те, кто располагается за пределами Дагестана и России».

«Всех, кто не побрился, проверяют…»

Сам разговор об ИГИЛ молодые дагестанцы воспринимают как риск быть заподозренным в симпатиях к террористам и оказаться в поле зрения спецслужб. На это указывают используемые тактики уклонения от вопросов, отказ отвечать на них, перевод разговора в отвлеченное, абстрактное обсуждение ситуации.

«Подальше от такого человека стараешься держаться, потому что рано или поздно все равно он туда уйдет, либо все равно проблемы какие-то будут у тебя. Поэтому есть даже ребята, которые просто подвезли, они даже не так хорошо, близко дружили с ним,… он ушел, короче, либо в лес, либо туда. После этого у них проблемы были, судебные разбирательства и так далее».

Страх привлечь внимание спецслужб меняют повседневное поведение. Например, практики ношения хиджаба и бороды:

«Моя подруга сталкивалась с этим. Она одно время ходила в хиджабе, но потом сняла его. Вот так вот, после этого у нас некоторые боятся носить хиджаб. На самом деле это очень-очень страшно, особенно в черном. Нас даже избегают, даже мы сами избегаем таких людей. Мы не знаем, чего от них ожидать».

«У нас всех, кто, как я, даже не побрился, проверяют уже. Какой-то косяк есть, ты уже в отделении оказываешься».

Антитеррор без репрессий

Возможно, часть высказываний – это проговаривание ситуации так, «как надо», то есть формулировками властей и официальных медиа: «предали свои семьи, свою республику, свою родину», «позор республики», «нелюди».

Однако никто из участников интервью не говорил о суровом наказании «ушедших». «Результаты исследования указывают, что репрессивная антитеррористическая политика, затрагивающая широкий круг людей, может не пользоваться поддержкой молодых дагестанцев», – делают вывод ученые.

Большинство высказываний, наоборот, соответствуют идее о том, что «лучшей антитеррористической политикой является хорошая социальная политика» с решением в регионе проблем образования и занятости.

 

* ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация
** Эмпирическая база исследования — 49 глубинных интервью с молодыми жителями Республики Дагестан (от 17 до 27 лет) — представителями местных молодежных интернет-сообществ. Базовыми платформами для поиска являлись крупные региональные группы Дагестана и группы различных сообществ Махачкалы в сети «ВКонтакте».

См. также:

Как теракты бьют по фондовым рынкам

Как молодежь учат Родину любить