Воркаут-сообщество Махачкалы: практики, субкультурный капитал и представления об идеальном теле
В Махачкале завершился полевой этап исследования по проекту РНФ. Один из кейсов в столице Дагестана был посвящен локальному воркаут-сообществу. В этом интервью своими наблюдениями о воркаут-культуре Махачкалы поделился участник полевой экспедиции, младший научный сотрудник ЦМИ Святослав Поляков.
Что такое воркаут?
Street workout – это уличная гимнастика, в которой не используются весовые приспособления. За основу берется то, что есть под рукой, а это турник и брусья – стандартный набор, который стоит практически во всех дворах, на любой школьной площадке с советских времен.
Еще воркаутом часто называют разновидность уличной аэробики, в процессе исполнения которой люди преодолевают закон земного притяжения, исполняют интересные элементы. Например, повисают параллельно земле, либо раскручиваются и переворачиваются несколько раз в воздухе.
Турникменство и воркаут – это одно и то же?
Скажем так, турникменство – это пренебрежительное название времяпровождения на турниках, а воркаут - это уже некая претензия на систему и спорт. Является ли воркаут спортом – это самый интересный вопрос. Изначально в нем нет соревновательного момента, каждый человек тренируется на турнике так, как хочет он.
Однако сегодня мы наблюдаем, как воркаутеры стремятся институциализироваться в качестве спортсменов, получить признание и поддержку со стороны государства . С другой стороны, сохраняется и дворовое турникменское начало, которое отрицает саму возможность какой-то стандартизации в виде программы тренировок и структуры.
А когда появилось воркаут-сообщество в Махачкале?
В Махачкале это движение существует уже 4 года, появилось оно благодаря конкретным людям, которые узнали о воркауте из видео тренировок в интернете.
Сейчас Махачкале одно воркаут-сообщество, одна ассоциация. Ее создало несколько человек, сейчас они тренируют других ребят – школьников и студентов. Ядро сообщества – это семь человек от 17 до 25 лет, они вместе тренируются, ездят на соревнования, проводят активно время, ходят друг к другу в гости. У сообщества есть и свои филиалы: в Дербенте, в Избербаше, в Каспийске. Но Махачкалинская база считается основной. Сообщество полностью мужское. Отсутствие девушек участники объясняют через собственные религиозные взгляды. Они считают, что девушкам не место в таком виде спорта.
Кто занимается воркаутом в Дагестане? Как можно описать участников движения?
Мне кажется, что ребят скорее можно отнести к верхнему слою рабочего класса или к среднему классу - это дети врачей, учителей - та страта, которая на Западе является хорошо уважаемой и оплачиваемой, а условиях Дагестана это те, у кого есть приличный уровень культурного капитала, но при этом особого экономического капитала нет.
А вообще воркаут в Махачкале – это такой народный вид спорта, досуга для молодежи. Причем для совершенно разных ребят, он компенсирует и нехватку неких досуговых опций и учреждений и всего такого. Для многих это еще и компенсация работы, так как работы в городе мало, поэтому воркаут – это тоже своеобразная работа, она не приносит деньги, но работой может считаться с точки зрения того, что ты делаешь себя. В Махачкале есть небольшая фрустрация по поводу работы и перспектив. Таким образом, люди находят выход, они трудятся над собой как над проектом. Другие приходят на тренировки, чтобы пообщаться с друзьями.
Государство воркаутеров практически не поддерживает, иногда их спонсируют частные лица – оплачивают выезды на соревнования. Кстати, иногда ребята организовывают городские фестивали в Махачкале и Каспийске. У них есть переносная воркаут-площадка, ее привозят на место и собирают. Но некоторые ребята выезжают и за пределы республики на российские чемпионаты – для них это один из основных способов преодоления локальной ограниченности.
А как становятся воркаутерами? Ты пришел на первую тренировку, позанимался месяц и ты уже воркаутер?
Конечно, ты приходишь в сообщество и ты не сразу становишься воркаутером. Они, к примеру, плохо относятся к ребятам, которые не занимаются зимой, их называют «подснежниками», потому что ты пропускаешь тренировки зимой, когда на улице холодно, и опять приходишь тренироваться только весной. Но в принципе, воркаутером ты становишься после того, как ты овладел базой (освоил основные силовые элементы) и умеешь делать какие-то акробатические движения. К примеру, чтобы мне стать воркаутером, нужно подтягиваться хотя бы тридцать раз, отжиматься на брусьях n-ное количество раз. А уже потом переходить к элементам акробатического плана. Вот после этого ты становишься воркаутером. Потому что воркаут – он не о подтягиваниях, подтягивания – это только начальное упражнение.
Субкультурный капитал в сообществе зависит, с одной стороны, от уровня твоего мастерства, с другой стороны, от стажа. То есть, если ты занимаешься давно, но что-то не получается, у тебя уже есть какой-то уровень респекта. И третий важный в сообществе навык – это организаторские способности, то есть умение договориться со спонсорами и выбить денег.
Есть ли в сообществе общее понимание того, как должен выглядеть настоящий воркаутер?
У воркаутеров нет единого понятия об идеальном теле, кто-то занимается статикой, другие занимаются динамикой – это акробатические трюки. Они делают упор на гибкое и легкое тело. Но поджарость и рельеф, да, ценятся всеми в сообществе.
Интересны и отдельные случаи рефлексии над идеальным телом. К примеру, религиозные люди объясняют это через иман - идею о том, что через дисциплину тела повышается уровень твоей моральности, условно говоря, аморальность твоя возникает из-за того, что твое тело тебе не подчиняется. Оно считается источником зла. Твое тело – дикое животное, которое стоит приручить. И вот за счет постоянной тренировки тела ты становишься моральным человеком. Это одна из форм практической религиозности.
Для молодых людей воркаут – это основной вид спорта или они принимают участие в других активностях?
Тут единого сценария нет. Для кого-то воркаут – это единственный вид спорта, другие рассматривают его как дополнительную гимнастику, а сами также тренируются в спортивном зале. К примеру, боксеры в стрит воркауте развивают силу, стремительность и гибкость. А лидер сообщества – он параллельно еще занимается борьбой и гремпплингом. Есть те ребята, у которых просто нет денег на занятия в зале, у кого-то не получается ходить на другие тренировки из-за учебы.
Вот, что интересно, сами воркаутеры отвергают возможность насилия, но хотят быть сильными. Потому что для них насилие («борцушность») - это синоним «гопничества» и низкого статуса. Они дискурсивно отстраивают себя от тех, кто ведет неправильный образ жизни – пьет, употребляет наркотики. С одной стороны, они противопоставляют себя коммерционализированному спорту - борьбе, с другой стороны, выступают против дворового насилия и неконтролируемой жестокости на улице.