Снято! Дмитрий Омельченко вернулся из кино-командировки в Лиссабон
Дмитрий Омельченко вернулся из путешествия «два в одном» - в Барселону с нашей исследовательской делегацией и Лиссабон. Его рабочая миссия заключалась в презентации первой части документального фильма «Youth histheories.
Дмитрий Омельченко вернулся из путешествия «два в одном» - в Барселону с нашей исследовательской делегацией и Лиссабон. Его рабочая миссия заключалась в презентации первой части документального фильма «Youth histheories. The insider experience», повествующей о движении анархистов в Санкт-Петербурге (скоро видео можно будет увидеть на нашем сайте); съемке очередной части вышеназванного фильма и осмотре испано-португальских красот. О том, насколько она оказалась невыполнима по какой причине, расскажет он сам.
Дмитрий Омельченко: о протесте «по-лиссабонски», нерусских стереотипах о русских, о бомжах-предпринимателях и пятне на лысине Горбачева.
Сначала мы поехали в Испанию, в Барселону на очередную встречу партнеров проекта «MYPLACE». К сожалению, для фильма, который я в поте лица, торопясь, иногда забывая про еду, сон и просмотр любимого ток-шоу, так резво подготовил для встречи, просто не оказалось времени. Поэтому получилось показать только «рандомно» выбранные отрезки, и раздать всем по диску, с надеждой, что они посмотрят это дома, по приезду.
После радужных трех дней отдыха в Барселоне я отправился, уже сам по себе в Португалию, в Лиссабон. Надо сказать, что у наших партнеров там работает очень ответственная команда. Вместе с Тьаго Карвальо (25-летний парень, который исследует в рамках проекта «MYPLACE» самообразовывающиеся натуральные хозяйства в Баррейро, пригороде Лиссабона) мы целую неделю прожили жизнью, мыслями и устремлениями околокоммунистической тусовки столицы Португалии.
Основная группа, которую исследуют наши друзья в Португалии, называется Precarious Inflexible (проблематика следует из названия). В последние годы, после присоединения к зоне евро, Португалия, как и все остальные Южные страны Европы, столкнулась с тяжелейшими проблемами: безработицей, нарушением трудового законодательства, низким уровнем оплаты труда. Невозможность официально устроится на первую работу создает замкнутый круг для многих молодых португальцев, ведь, чтобы получить работу по своей квалификации, необходимо иметь уверенный стаж, записанный в трудовой. В связи с этим проходят демонстрации и акции протеста.
Очень важным аспектом в нашем фильме был именно характер таких народных восстаний, которые являются самыми многочисленными в Европе. Но при этом они совершенно мирные. Люди выходят семьями, дворами, микрорайонами, креативно подходят к костюмам, каждый пишет табличку, придумывает слоган. По настроению, царившему в субботу второго марта на главных улицах Лиссабона, можно было, скорее, подумать о том, что проходит очередной карнавал, а не демонстрация протеста. Тем не менее, именно таким образом негодует народ. Может быть, еще не особо прижало, может быть просто подход такой к решению проблем.
Помимо съемок самой демонстрации, мы еще взяли около 15-ти интервью разной продолжительности, запечатлели основные практики двух групп (тусовки, дискуссии, сквотирование), но, на данный момент, из услышанного я практически ничего не понял. Главной проблемой оказалось не отсутствие у меня навыков социологического анализа и умения классифицировать парадигмы теории качественного исследования с групповыми динамиками нарративов, а элементарные трудности понимания: о чем же говорят эти португальские ребята? И если с фильмом по English Defense League (еще один эпизод об одноименном ультраправом движении в Бирмингеме, Великобритания в рамках этого же проекта) все относительно просто, то тут мы столкнемся с серьёзными проблемами на этапе монтажа. Не буду утруждать вас техническими нюансами, скажу только, что массивный этап работы по этой части фильма еще впереди, и посмотреть результат можно будет только к концу лета.
В целом, Португалия - потрясающая страна. Особенно в это время года, когда туристов очень мало, и можно пожить именно так, как принято тут. Вкуснейший хлеб, вино и сыр по цене в 1 евро и «Орбит» по цене в 1.50, безмятежная жизнь, припекающее днем солнышко и ночная свежесть, массовые гуляния на барной улице, шум прибоя реки, моря и океана. Тут даже бомжи лениво трудятся за чаевые, встав возле свободного парковочного места и указывая на него проезжающим машинам. За это полагается плата в 1-2 евро. Радует отсутствие даже элементарных знаний английского языка у местных жителей. Нужно уважать только свой язык, и язык страны, в которую ты приехал. Это мое искреннее убеждение. С какой стати в Испании или в Китае, гость из России должен уточнять маршруты, нюансы меню или стоимость сувенира на английском? Это же бред.
В рамках работы чаще всего мы бывали в местечке под названием «МОВ», которое расположено практически в центре города. Это помещение, арендуемое местными коммунистами, стало для нас главной локацией для проведения многих интервью. Благо, интерьер позволял. Порадовало качественно исполненное граффити с Толоконниковой и ее кулачком.
Если говорить про сквотированное пространство, то, на самом деле, не так все шикарно. 15-ть взрослых мужиков освоили участок «за гаражами», размеры которого от силы – сотка, и выращивают на этом участке капусту и яблоки. Говорят, что потом раздают продукцию обществу местных скаутов. Всё очень гей-френдли. Но планы наполеоновские: расширить засев до 3-ех соток, а затем сразу до гектара, начать сажать картошку в промышленных количествах и снабжать ею не только пузатых пионеров со значками по спортивному ориентированию, а также местных пенсионеров-мужчин, общество велосипедистов-сквоттеров/сквошеров, и, конечно, стать официальными партнерами второго по значимости драг-квин-конкурса в Порто.
Очень понравился государственный Лиссабонский университет. В столовой можно прекрасно поесть за 4 евро (первое, второе и компот), а при предъявлении студенческого билета стоимость уменьшается в два раза. Если нет желания пить в обед компот, то всегда есть два сорта португальского пива на выбор. Я спросил у Тьяго, насколько это нормально - бухать в большую перемену, он сказал, что такие возлияния не очень приняты, и теперь, руководство университета разрешает продавать «синеву» только с полудня. Дело в том, что раньше студенты приходили под мухой уже к первой паре, и обучение их становилось проблемой. В библиотеке университета установлены компьютеры с неограниченным доступом к Интернету. А это означает не только своевременный доступ к лучшим он-лайн библиотекам мира, но и к серверам WOW, LA2, CS.
В Португалии никто никуда не торопится, и это заметно во всем. Потому, наверное, и негодование народа относительно власти имело, скорее, характер необходимой забавы. Нашей ярости, ярости тупой, неадекватной, пропитанной дешевым портвейном, тут нет. Здесь есть дешевый портвейн, но и он «добрее» наших 777.