• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как уловить ксенофобию?

12 ноября в рамках регулярного семинара по правам человека на факультете свободных наук и искусств СПбГУ состоялось выступление Раисы Акифьевой и Гюзель Сабировой на тему: "Ксенофобия по-школьному: ученики vs учителя".

12 ноября в рамках регулярного семинара по правам человека на факультете свободных наук и искусств СПбГУ состоялось выступление Раисы Акифьевой и Гюзель Сабировой на тему: "Ксенофобия по-школьному: ученики vs учителя".

Гюзель Сабирова начала доклад с разговора о методологическом контексте исследований  ксенофобии, проводимых  ЦМИ и НИЦ «Регион».

В частности, речь шла о трех  направлениях исследований, результаты которых были упомянуты в докладе.

 Во-первых,  НИЦ «Регион» проводилось большое эмпирическое исследование на тему учебно-социальной психологической  адаптации детей-мигрантов в общеобразовательных учреждениях РФ. Исследование проходило в трех регионах - Краснодаре, Ульяновске и Санкт-Петербурге, всего было опрошено около двух тысяч школьников, были проведены интервью с учителями, директорами школ и экспертные интервью. Второе направление – проект, посвященной детской ксенофобии «От скрытой ненависти до открытой вражды», который проводился совместно с партнерской организацией «СоцАРТ». Третье направление -  студенческие квалификационные работы, выполняемые под научным руководством  Раисы Акифьевой.

Как отметила докладчица, тема ксенофобии является одной из центральных и в других проектах центров, посвященных, например, исследованием молодежных солидарностей, политических настроений, доступностью высшего образования или потреблению наркотиков.

Раиса Акифьева рассказала о результатах исследований, связанных с ксенофобией в школе, где основными объектами негативной стигматизации  становятся  этнический и субкультурный «другой».

В начале своего выступления Раиса отметила общую тенденцию: как показали проведенные исследования, в последнее время за счет законодательных проектов, программы толерантности, движений в защиту гражданских прав предрассудки перестают быть открытыми и явными, они приобретают более тонкие и скрытые формы. Например, в интервью учителя воспроизводили ожидаемый дискурс толерантности.  Связь между иноэтничностью и неблагополучностью чаще всего проводилась только при выключенном диктофоне.

 При проведении исследования подтвердилась гипотеза контакта: учителя, работавшие с иноэтничными детьми, не делали различии в способностях, а не преподававшие проблематизировали этничность и указывали на то, что этническая идентичность может быть причиной неуспеваемости школьника.

Также подтвердилась методика угрозы подтверждения стереотипов:  если в начале урока школьникам сказали о том, что иноэтничные дети выполняют определенные задания хуже, в результате, так и происходило. И наоборот, если эта фраза в начале занятия не произносилась, то существенных различий замечено не было.

Исследования позволили выявить несколько успешных методик работы с ксенофобией в школе.

В частности, действенным оказался метод мозаичного класса. Данный метод 2 месяца практиковался в одной из школ Санкт-Петербурга и дал положительные результаты. При постоянной работе в группах, в которых в равной степени представлены  иноэтничные дети, школьники, имеющие разный экономический статус наблюдается снижение уровня ксенофобных настроений.

Другой метод борьбы с ксенофобией, предложенный в докладе – это замещение этнической идентичности религиозной (городской) или общероссийской идентичностью.

Текст: Елена Онегина