• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертый методологический семинар: практики бойцовского клуба

Младший научный сотрудник ЦМИ Алексей Зиновьев на четвертом методологическом семинаре выступил с докладом «Наш подарок этому миру»: анализ специфики насилия в практиках бойцовского клуба Санкт-Петербурга».

Младший научный сотрудник ЦМИ Алексей Зиновьев на четвертом методологическом семинаре выступил с докладом «Наш подарок этому миру»: анализ специфики насилия в практиках бойцовского клуба Санкт-Петербурга».

Он рассказал, чем локальная реализация бойцовского клуба отличается от художественного прототипа, созданного мастером альтернативной прозы Чаком Палаником и визуализированного режиссером Дэвидом Финчером; что заставляет молодых людей обращаться к подобным практикам и как возможно регулировать предел допустимого насилия.

В исследовании Алексей использовал исследовательскую стратегию, которая не является достаточно распространенной - включенное участвующее наблюдение, предполагающее, что тело исследователя будет использоваться в качестве инструмента для сбора эмпирических данных.  В рамках исследования Алексей принимал участие в сборах и тренировках бойцовского клуба, в коллективных боях и любительских соревнованиях.

Алексей Зиновьев:

«Я называю эту стратегию - «путь новичка». Спорт -  важный компонент для развития правильного маскулинного проекта, который реализуется через  специфические телесные практики и своеобразные техники тела, которые очень тяжело рефлексируются, человек не может объяснить этот процесс. Когда приходишь в новое спортивное сообщество, где есть определенные практики, где абсолютно всё для тебя новое, ты проходишь путь, который проходили все участники. Но при этом ты можешь понять изменения, которые происходят с тобой и с твоим телом, и, задавшись целью, отрефлексировать их, в отличие от участников».

Опираясь на текст культового романа, можно дать следующее определение бойцовского клуба: это неформальное мужское сообщество, организованное вокруг практик боев без правил, где участники разделяют ценности традиционной маскулинности и идею радикального протеста против потребительской культуры. Следовательно, среди его основных характеристик можно выделить следующие:

 - Это неформальная организация,  которая не сотрудничает ни с государством, ни с какими-то коммерческими структурами;

- Это мужское сообщество, задача которого - исправить представителей поколения мужчин, воспитанных женщинами;

- Основная практика - бои без правил. Здесь, в отличие от институционализированных видов спорта, нет защиты, судей, раундов, разделения по весу, росту и опыту;

- Отсутствие тренировок. Бой происходит здесь и сейчас, а подготовка к бою выносится за рамки клуба. Вступив в бойцовский клуб, ты начинаешь посещать тренажерный зал, коротко стричь волосы и ногти;  

- Радикальный протест против потребительской культуры;

- Бойцовский клуб существует только от начала встречи и до конца. 

В Санкт-Петербурге существует несколько бойцовских клубов, каждый из которых обладает своей спецификой, и они значительно отошли от «канонов», представленных в книге и фильме. Они могут контактировать с государственными или коммерческими структурами для организации совместных мероприятий или самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью - проводить платные тренировки и турниры.

Здесь нет разделения по уровню подготовки, росту и весу, что связано с идеей опыта реального боя (в реальном бою у тебя не будет ни возможности, ни времени узнать опыт соперника) действуют договорные правила боя, которые могут варьироваться от классического бокса (в перчатках) до боев без правил (без каких-либо средств защиты); разрешены любые приемы, кроме ударов в позвоночный столб, пах и глаза; отсутствует или изменен идеологический компонент.

Бойцовский клуб – это специфическая солидарность, где происходит взаимодействие различных групп, сформированных вокруг увлечения практикой кулачных боев: на сборы приходят футбольные фанаты, реконструкторы, казаки, спортсмены, обычная молодежь, не включенная ни в какие сообщества, и все они чувствуют себя комфортно в этом пространстве. 

Привлекательность данной площадки связана с наличием некоего «идеологического вакуума». Клуб находится вне религии, вне политики, вне социальной иерархии – здесь все равны. Но, тем не менее, его участники постоянно меняются: единожды получив этот опыт и удовлетворив потребность в подтверждении своего статуса, как настоящего мужчины, сюда мало кто возвращается.

Для подтверждения мужества нужно какое-то пространство, какие-то практики и нужна публика. В этом смысле, бойцовский клуб представляется очень удобной площадкой – это безопасно-опасное пространство «между улицей и секцией», экстремальная ситуация, в которой ты можешь себя проявить, причем, на глазах достаточно большого количества зрителей, и насилие здесь рассматривается как полезное и необходимое.

Основными практиками бойцовского клуба являются:

- Тренировки (как платные, так и бесплатные). Как правило, в обычных секциях по боевым искусствам, тренировка занимает большую часть времени. Сначала идет физическая подготовка (разминка), отработка техник, а затем «кратковременный» спарринг. В бойцовском клубе спаррингу уделяется  90% времени всей тренировки, причем, биться желательно с более подготовленным и сильным соперником.

- Бои «один на один». Перед началом поединка каждый участник называет свое имя и озвучивает правила боя, по которым он предпочитает драться. На основании этой информации происходит поиск партнера. Бой продолжается до тех пор, пока один из участников не скажет «Стоп!» или не будет отправлен в  нокаут. Причем, здесь нет ни победителей, ни проигравших.

- Групповые бои «стенка на стенку». Правила боя – договорные: от бокса до ММА с применением ног.  Данная практика, как правило, наделена дополнительными смыслами: игра, восстановление русских традиций (например, кулачные бои на Масленицу), проверка мужского братства или защита чести клуба. В групповых боях риск получения травмы более серьезный, так как полный контроль за направлением и силой удара в данной ситуации невозможен.

Правила позволяют в максимальной степени применять насилие, но предел его допустимости регулируется как организаторами бойцовского клуба, так и самими участниками.  Контроль насилия осуществляется посредством формальных норм (правил боя, озвученных организатором) и неформальных, выраженных в специфическом отношении к сопернику (сильный борец может намеренно подставить свое тело под удары недостаточно подготовленного соперника). За соблюдением этих норм внимательно следят организаторы и «живой ринг», составленный из участников клуба.

Через это конструктивное насилие раскрывается категория доверия, а то, как именно это происходит, Алексей заявил в качестве цели дальнейшего исследования этой специфической телесной практики по производству себя.