Семинар Алексея Зиновьева в Шотландии: тело исследователя как инструмент социального познания
Сотрудник Центра молодежных исследований Зиновьев Алексей 19 сентября провел семинар в CEES (Central & East European Studies) в рамках своей стажировки в Глазго.
Сотрудник Центра молодежных исследований Зиновьев Алексей 19 сентября провел семинар в CEES (Central & East European Studies) в рамках своей стажировки в Глазго.
Данная стажировка была организована благодаря пятелетней программе двух исследовательских центров: CEES и научно-исследовательского центра «Регион». Сейчас в эту партнерскую сеть включился и Центр молодежных исследований. Мне, как молодому сотруднику центра, была предоставлена возможность прохождения стажировки на базе CEES. Одним из условий стажировки была организация научно-исследовательского семинара.
На семинаре я представлял свой доклад «Applying participant observation to the practice of sports: the body of the researcher as “instrument of cognition”». Изначально я планировал провести два семинара, но оказалось, что семинар будет только один. Поэтому мне пришлось делать выбор между докладом на тему моей магистерской диссертации, посвященной сравнительному анализу двух альтернативных видов спорта (паркуру и Ghetto (Street) Workout) или методологическим докладом. Несмотря на сильное желание выступать по хорошо знакомой мне теме, я выбрал более сложный доклад.
Этот доклад – попытка анализа моего исследовательского опыта в рамках социологии спорта. За время работы в Центре молодежных исследований я провел два исследования по социологии спорта, где я применял метод включенного участвующего наблюдения. Первое исследование, выполненное в рамках проекта «Новые социальные движения молодежи», было посвящено анализу паркура. Второе исследование было выполнено в рамках нового проекта «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность» и посвящено изучению одного из бойцовских клубов Санкт-Петербурга. Во всех этих исследованиях я применял метод включенного участвующего наблюдения: участвовал в тренировках и других мероприятиях, организуемых участниками этих спортивных сообществ. Таким образом, у меня накопился исследовательский опыт, который нуждался в критическом анализе.
Исследования по социологии спорта с применением данного метода достаточно новое направление. Одним из первых таких исследований является исследование Лоика Вакана специфики бокса в «черном гетто» Чикаго. Во время своего исследования Вакан лично принимал участие в тренировках и выступил в любительском чемпионате по боксу. Результатом его исследования стала реконструкция габитуса боксера. После Вакана данная исследовательская стратегия была реализована для анализа других спортивных практик. В тоже время широкого распространения она не получила, что связано с трудностью сбора эмпирического материала в рамках данной исследовательской стратегии.
Свой доклад я построил по «классической схеме»: проблемы, связанные с исследованием спортивных практик, теоретическое обоснование использование метода включенного участвующего наблюдения, эмпирические примеры из моих исследований и трудности, связанные с использованием данного метода. Для меня было важно продемонстрировать, что данный метод, несмотря на всю сложность реализации, может давать интересные результаты, позволяющие понять участников спортивных сообществ. И, что особенно важно, включить анализ тела, телесности в социологию спорта.
На семинаре присутствовало не очень много слушателей – все-таки была середина рабочей недели. Однако, вопросы задавали интересные. Для себя я отметил вопрос об отношении комиссии по этике к подобным исследовательским стратегиям. Конечно, в России подобной комиссии пока нет, но в других странах исследователи вынуждены согласовывать свои исследования с этой комиссией. Было интересно узнать, что мои исследования (особенно по бойцовскому клубу) могли быть не одобрены данной комиссией с точки зрения опасности для исследователя (особенно бойцовский клуб). Другие вопросы касались гендерного режима в данных сообществах вовлеченности участников в политику их участия в других молодежных группах и методологический вопрос, связанный с трудностями при включении в поле.
Для себя я рассматриваю это выступление как еще одну возможность проанализировать свой исследовательский опыт, сделать определенные выводы и еще раз потренироваться в представлении результатов своей работы. По завершению выступления мне посоветовали использовать данные материалы при написании кандидатской диссертации, что я возможно и сделаю в будущем.