Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
ул. Седова 55/2, каб. 211
телефон: 644-59-10
(доб. 61315)
Основная миссия департамента социологии – подготовка думающих и созидающих специалистов в области сравнительного социального анализа и социальной информатики. Более двадцати лет мы стремимся к совершенству не только в преподавании учебных дисциплин, но и в реализации исследовательских проектов. Для этого в департаменте создана деловая и творческая атмосфера, которая позволяет подготовить конкурентоспособных и ответственных профессионалов для современного рынка труда.
Simpson A., Simpson R., Baker D. T. et al.
Bristol: Bristol University Press, 2024.
Мурач А. А., Сторчевой М. А., Гаете С. М.
Экономическая политика. 2024. Т. 19. № 4. С. 84-121.
In bk.: Gendering Place and Affect: Attachment, Disruption and Belonging. Bristol: Bristol University Press, 2024. P. 154-166.
Hartle L., Bortolini T., Karl J. et al.
PsyArXiv. OSF. Open Science Framework, 2024
Проект «Устойчивость и креативный потенциал молодежи Северо-Кавказского региона в контексте образовательной и трудовой миграции» — четвертая инициатива Центра молодежных исследований за последние восемь лет, которая выиграла грант РНФ.
Исследование выиграло трехлетний грант, размер ежегодной выплаты составит 6 миллионов 800 тысяч рублей. «На этот раз конкуренция была крайне высокой, поэтому особенно радостно, что мы выиграли! Это показатель нашего профессионализма и устойчивости коллектива в целом. Кстати, в этом году Центр молодежных исследований будет отмечать свое пятнадцатилетие, так что этот грант — своего рода профессиональный подарок», — делится Елена Омельченко, директор центра.
Исследование будет проходить в формате экспедиций и охватит несколько городов, в числе которых — Нальчик, Пятигорск, Ставрополь, Владикавказ и Черкесск. В работе социологи планируют совместить количественные и качественные методы сбора и анализа данных. Они проведут интервью со студентами, молодыми специалистами, предпринимателями до 35 лет, представителями молодежной политики и государственных органов. Также будут изучены успешные кейсы развития региона.
В числе прочего исследователи планируют:
— изучить образ Северо-Кавказского федерального округа, сформированный у местной молодежи,
— проанализировать миграционные намерения молодежи и направленность миграционных потоков,
— определить значимость и роль молодежных культур для формирования имиджа/бренда и креативного развития городов Северо-Кавказского федерального округа,
— создать карту креативных индустрий и туристических кластеров в городах Северо-Кавказского федерального округа,
— снять фильм о наиболее удачных и ярких инициативах из каждого города.
По словам Елены Омельченко, такой разносторонний формат исследования позволяет вплотную приблизиться к реальной жизни, увидеть разнообразие жизни местной молодежи и стать — пусть и ненадолго — частью повседневности молодых горожан.
Ранее у Центра молодежных исследований уже были крупные проекты, посвященные региональной молодежи, а также миграции. Один из них — об «утечке мозгов», другой стал результатом работы зеркальной лаборатории с Казанским федеральным университетом.
Заявленная тема продолжает традицию исследования миграционных планов молодежи, локальной идентичности и чувства места. Всего того, что удерживает молодежь в регионах, где она получила образование. Если в 2023 году мы изучали молодежь Северо-Западного федерального округа, то сейчас начнем исследовать молодежь Северного Кавказа. На этот раз мы смотрим не только на миграционные планы, но и на включенность молодежи в креативные городские пространства. Выбрали такой фокус в том числе и по результатам наших предыдущих проектов, обращенных к креативному потенциалу российских городов — к тому, как подобные «места силы» становятся точками притяжения молодых горожан к своим регионам. Инициативы, связанные с развитием туристического образа, бренда города, региона — открытого как для своих горожан, так и приезжих, при грамотной поддержке местных администраций способны не только давать простор для реализации творческих потенциалов молодежи, но и помогать удерживать молодежь в городе.
Следить за новостями проекта можно на сайте Центра молодежных исследований.
Центр молодежных исследований: Директор центра