• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар в рамках проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance System in Social Sciences»

В конце апреля в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург собрались учёные из трёх стран: Норвегии, Дании и России, чтобы подвести итоги двухлетнего международного проекта «Bridging the gap between the Nordic and the Russian Quality Assurance System in Social Sciences» (Преодолевая разрывы между системами оценки качества высшего образования в социальных науках в странах Северной Европы и России).

На открытом семинаре 28 апреля были представлены результаты мониторинговых исследований существующих подходов к оценке качества программ высшего образования в области социальных наук в странах – участницах проекта.

Профессор Университета Роскильде Поул Вольфсен отметил в своей презентации, что образование из элитарного превратилось в массовое (в Дании более 60 % жителей имеют высшее образование). Массовость требует общих подходов к оценке, чтобы обеспечить сравнимость результатов обучения. По этой же причине возрастает потребность в прозрачности в сфере образования. Однако в науке до сих пор не существует единого подхода к пониманию качества и способов его измерения. Качество можно рассматривать как цель, как соблюдение правил (отсутствие ошибок), как удовлетворенность потребителя образовательного продукта, как превосходство и конкурентное преимущество, как совершенствование и трансформацию, как контроль, наконец.

В Дании все образовательные программы должны быть аккредитованы. Отсутствие аккредитации лишает возможности получить грант Министерства науки, технологий и инноваций. Существенным отличием от России является проведение так называемых «панелей работодателей» (специальные рабочие группы, в рамках которых потенциальные работодатели содержательно обсуждают качество образовательных программ и уровень подготовки их выпускников, зачастую они также участвуют в приеме экзаменов и проверке письменных работ). Другая отличительная особенность – существование тесного взаимовыгодного сотрудничества между университетом и промышленным сектором.

Сходства и различия систем оценки, применяемых в России и Северных странах, проанализированы в выступлении профессора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Александра Сергунина. Если в Дании и Норвегии основное внимание уделяется результатам самообследования и заключениям независимых экспертов, то в России по-прежнему упор делается на  государственной аккредитационной процедуре. Российская система оценки качества чрезвычайно забюрократизирована и централизованна, выбранные формальные критерии далеко не всегда позволяют дать содержательную оценку качества. Роль студентов в процессе контроля за качеством образования минимальна. Относительно низким остаётся уровень интернационализации высшего образования. Вместе с тем, в качестве положительной динамики можно отметить тот факт, что большинство российских вузов, заботящихся о своей репутации, в последние пять-десять лет предприняло определенные усилия по улучшению качества образования в области общественных наук. НИУ ВШЭ является одним из лидеров этой области, хотя успокаиваться на достигнутом слишком рано.

Профессор Университета Роскильде Вигго Плюм представил исторический обзор развития подходов к оценке качества в контексте интернационализации высшего образования. Проведенный профессором Плюмом анализ реализации обменных программ, организованных при поддержке Европейского Союза в рамках программы Erasmus, позволил выявить основные проблемы, возникающие в процессе оценки качества образовательных программ. В первую очередь, речь идет о проблеме разработки подходящих оценочных средств и методологических приемов. Кроме того, обращает на себя внимание определенный конфликт подходов: структура программы Эразмус сконструирована таким образом, чтобы максимально упросить участие в ней, минимизировать отчетность и стандартизировать процедуры. В то время как чиновники Евросоюза, а также местных правительств далеко не всегда готовы реализовывать программы  с опорой на эти принципы, а заинтересованы в увеличении подотчетности и подконтрольности участников. Ярче всего это проявляется в оценке качества преподавания. Самобытность и оригинальность, новаторские подходы к преподаванию зачастую агрессивно воспринимаются консервативными чиновниками, которые требуют определенной унификации и стандартизации. Но в том случае, если образование (в том числе преподавание) станет одинаковым во всех странах, в чем тогда будет смысл участия в программах академической мобильности? Сегодня многие образовательные организации балансируют между требованиями контролирующих органов Евросоюза к содержанию реализуемых программ, с одной стороны, и гарантированной на национальном уровне свободой самостоятельно определять структуру таких программ, с другой.

Тему интернационализации высшего образования продолжил академический руководитель Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук Кристофер Герри. На примере системы оценки, существующей в Великобритании, он продемонстрировал формирование транснациональной системы оценки качества высшего образования. Профессор Герри сосредоточил внимание участников семинара на факторах, которыми обусловлен рост внешнего контроля качества. Это, в частности, осознание во многих странах необходимости большей подотчетности в сфере использование ограниченных национальных ресурсов, разрастание высшего образования, распространение программ дистанционного обучения, интернационализация образования, вызывающая потребность признания квалификаций. Расширение возможностей для академической мобильности преподавателей и студентов не только повышает качество образования, но и является непременным условием развития исследований.

Во второй части своего выступления Кристофер Герри представил результаты анализа ситуации с интернационализацией и развитием системы оценки качества образования в Высшей школе экономики. В качестве основных вызовов были обозначены: бюрократизация системы, сложившаяся академическая культура преподавателей и студентов, необходимость создания благоприятной среды для обучения и проживания иностранных студентов и обеспечения эффективной коммуникации на английском языке. Характеризуя выбранную стратегию, профессор Герри остановился на таких аспектах, как вовлечение студентов во все значимые процессы в университете, механизмы обратной связи, стимулы профессионального развития преподавателей.

Кроме того, в рамках мероприятий проекта проводилась пилотная оценка качества образовательной программы по направлению «Политология», реализуемой в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург (академический руководитель ОП – к.п.н. Стародубцев Андрей Владимирович). На основе оценки отчёта о самообследовании приглашенные эксперты сформулировали вопросы и провели серию интервью. В ближайшее время будет подготовлено экспертное заключение о качестве программы с опорой на стандарт EQUIS, а также выработаны рекомендации по улучшению качества.