Выступление Е.Омельченко и Г.Сабировой «Женщина и тюрьма: российский случай»
"До и после тюрьмы: женские истории" /под ред Омельченко Е. СПб.: Алетейя, 2012,
"Около тюрьмы: женские сети поддержки заключенных: коллективная монография/ под ред. Е. Омельченко, Дж Пэллот. – СПб.: Алетейя, 2015.
Е. Омельченко и Г. Сабирова представят доклад на тему «Женщина и тюрьма: российский случай». Выступление подготовлено по материалам двух социологических проектов, выполненных в Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в 2012-2014 годах. Объектом первого исследования стали женщины, бывшие в заключении, а второго – родственницы заключенных мужчин. Оба проекта реализованы в логике качественной методологии и, соответственно, эмпирическую базу исследований составили биографические интервью. Доклад является презентацией двух коллективных монографий, подготовленных по результатам данных проектов:
"До и после тюрьмы: женские истории" /под ред Омельченко Е. СПб.: Алетейя, 2012
"Около тюрьмы: женские сети поддержки заключенных: коллективная монография/ под ред. Е. Омельченко, Дж Пэллот. – СПб.: Алетейя, 2015.
Аннотация доклада:
Современное российское общество, склонное к гомогенизации и выталкиванию Другого на периферию так, чтобы он был невидимым и неслышимым, отгораживается от тюремной проблемы. Положение дел с восприятием и концептуализацией женской преступности и всего, что касается женской зоны, отличается особенными контекстуальными обстоятельствами. Женщина обвиняется не только (а иногда и не столько) в нарушении закона, но в несоответствии гендерным ожиданиям и в отказе от «традиционных» женских ролей. Более того, в зону стигматизации и отторжения также попадают матери, жены, подруги и семьи заключенных. Они становятся так называемыми «со-заключенными» и подвергаются в той же степени унижению. Опираясь на понимающий подход мы анализируем дегуманизированное, гендерно-нечувствительное, реализующее системное унижение пространство колонии с точки зрения сохранения, привнесения и отстаивания своего права на субъектность со стороны женщин. В нарративах этот момент обозначается как «проявление человеческого». В докладе эта тема будет рассмотрена на примере практики интимности в женской колонии и на активностях родственниц заключенных по улучшению условий содержания своих мужей и сыновей в колонии.