VI Педагогический Конгресс
Началась подготовка к VI Педагогическому Конгрессу, который традиционно проводит Санкт-Петербургский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург).
На пленарных заседаниях и секциях VI Педагогического Конгресса предполагается обсудить ключевой вопрос: что день грядущий нам готовит и каким образом система образования может реагировать на процессы, происходящие в обществе?
Основой для обсуждения станут, как и прежде, суждения ведущих экспертов в области образования и материалы анкетирования руководителей и учителей общеобразовательных школ разных регионов. На их основании будет подготовлен информационно-аналитический бюллетень с вариантами полученных ответов на вопросы анкет.
Работа VI Педагогического Конгресса будет состоять из 2-х пленарных заседаний и 5 проблемных секций.
- Первое пленарное заседание предполагается провести на тему: «Новые явления в жизни общества», на котором будет представлено мнение эксперта – ведущего специалиста Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в Санкт-Петербурге, а у участников Конгресса будет возможность задать вопросы.
- Второе пленарное заседание: «Система образования: реальность и ожидания» будет включать публичные диалоги с ведущими экспертами в области образования.
Все проблемные секции предполагается провести под общей темой: «Soft skills : возможности школы».
Проблемные секции
Секция 1. Развитие критического мышления учащихся
- Проблемные ситуации на уроках.
- Изучение учебного предмета как процесс поэтапного решения ключевых познавательных проблем.
- Опыт сравнительного анализа взгляда при изучении учебного предмета.
- Изучение образцов критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности.
- Опыт работы с аутентичными текстами культуры: формирование у учащихся критериев оценки текста.
- Гипотезы и доказательства в самостоятельной учебной деятельности учащихся.
- Развитие критического мышления учащихся: что оценивает учитель?
- Другое
Секция 2. Развитие креативности учащихся
- Ситуации выбора в учебной деятельности учащихся (в рамках предмета; в течение учебного года; на разных ступенях образования).
- Что могут выбирать учащиеся в образовательном процессе? (виды заданий, сложность заданий, время выполнения заданий, способы контроля, способы выполнения заданий, другое).
- В чём заключается развитие самостоятельности учащихся? (при изучении предмета; в течение учебного года; на разных ступенях образования).
- Образовательные инициативы учащихся.
- Инициативы учащихся во внеурочной деятельности.
- Опыт «продуктивного» обучения.
- Опыт стимулирования креативности учащихся.
- Другое
Секция 3. Развитие способности учащихся к решению коммуникативных проблем
- Возможная тематика сообщений для выступления
- Опыт развития у учащихся умения воспринимать устную информацию.
- Умеют ли ученики слышать других?
- Устные сообщения учащихся: какой опыт они приобретают на каждой ступени образования?
- Развитие читательской грамотности учащихся (на примере выполнения заданий типа PISA).
- Письменные сообщения учащихся: какой опыт создания текстов они приобретают на каждой ступени образования?
- Опыт обучения учащихся редактированию собственных письменных текстов.
- Диалог на уроке: чему учатся учащиеся?
- Опыт формирования у учащихся культуры дискуссии (на определённой ступени образования).
- Дискуссии в классе: наблюдения и размышления учителя.
- Другое
Секция 4. Формирование у учащихся опыта работы в команде
- Возможная тематика сообщений для выступления
- Опыт развития у учащихся умений групповой работы (в чём заключается развитие таких умений?).
- Реальные и возможные роли учащихся в организации образовательного процесса.
- Взаимопомощь учащихся в образовательном процессе: педагогические наблюдения и размышления.
- Сотрудничество учащихся в образовательном процессе: возможности и реальность.
- Функции класса в современной школе.
- Кого в классе считают хорошим учеником? (критерии оценки одноклассников).
- Опыт формирования команд учащихся: ожидания и результаты.
- Другое
Секция 5. Профессиональная ориентация выпускников как образовательный результат
- В каких изменениях, происходящих в мире профессий, должны ориентироваться выпускники школы?
- Как меняются требования работодателей к молодым специалистам? Готовы ли выпускники школы выстраивать траекторию своей профессиональной востребованности
- Готовность учащихся формулировать запрос к системе профессионального образования и оценивать свои возможности его получения
- Социальная активность современных учащихся как способ формирования ключевых компетенций, личностных характеристик
- Другое
Секция 6. Социальная активность современных учащихся: новая Грамотность?
Проблема существующих в настоящее время разработок и программ воспитательной работы, критического отношения к ним со стороны общественности заключается в непопадании в современные тренды, в мелкотемье, в формализации.
Содержательной рамкой работы может стать молодежный социальный активизм, на базе которого могли бы разворачиваться осмысленные воспитательные действия. Сегодня активно развивается парадигма «новых социальных движений», так называемая парадигма идентичности (Э. Гидденс, А. Турен, Ю. Хабермас ), которая позволяет рассматривать молодежные объединения как реальных акторов социально-исторического развития. В основу их инициатив положены ценности постиндустриального общества (защита прав, движение за мир, экодвижение, антивоенные инициативы и т.п.). Для молодежи главным мотивом общественного участия стало «следование идеалам, стремление сделать мир лучше». Соответственно, молодежь более эмоционально воспринимает случаи социального неравенства, социальной несправедливости и более ярко реагирует на них.
Особенностью социального молодежного активизма является то, что он существует в коллективных формах.
- Способы агрегации удачных практик воспитательной работы, выходящих за рамки школы
- Возможности молодежных общественных движений и организаций в инициировании и управлении современными формами социальной активности.
- Как считать результаты и эффекты современной воспитательной работы? "Долгие следы школы".
- Какого рода исследования современных проблем воспитания востребованы в среднесрочной перспективе?
Секция 7. Доказательное управление образованием: исследовательские кейсы»
Доказательное управление школой - управление с использованием контекстной аналитики, исследований, экспертных мнений и результатов конструктивных дискуссий. Мы представим для дискуссий такую информацию, которая может быть основной для принятии управленческих решений.
На секции будут представлены панельные выступления магистрантов и магистров – выпускников программы «Управление образованием».
Вопросы для дискуссий:
- Весь мир озабочен проблемами гендерной сегрегации. Актуальна ли проблема гендерной сегрегации для Школы? Зачем и для чего об этом нужно что –то знать директору Школы?
- Мир переполнен школами, функционирующими в сложных социальных контекстах. Но и эти школы формируют свои успешности. Что необходимо знать руководителю о резильентных школах? Что мы знаем о резильентных школах в Санкт-Петербурге.
- Есть ли такая страна в мире, где учителя довольны своей заработной платой? Что происходило с реформированием заработной платы учителей в России в новейшей истории. В какую ловушку мы попали?
- Что на самом деле «рейтингуют рейтинги»? Что мы не учитываем в рейтингах и почему они «не справедливы»?
- Когда ученик становится главным действующим лицом в своем собственном образовании, в выборе своего пути? Как Школа делает и «не делает» его субъектом в принятии решений?
- Можно ли управлять взаимодействие семьи и школы? Как это делают в частных образовательных организациях?
Для предполагающих принять участие в работе VI Педагогического Конгресса из Санкт-Петербурга и Ленинградской области предусмотрены ежемесячные индивидуальные встречи – консультации с 16.00-19.00 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.3, корп.1, лит.А. (по предварительной записи: e-mail:allabakushina@yandex.ru (Бакушина Алла Николаевна). Даты консультаций: 22.11; 19.12; 16.01.2019 г.; 20.02; 19.03.2020 г.
Для иногородних выступающих на секциях Конгресса (помимо заочных консультаций) предусмотрен семинар, который состоится 23 марта 2020 г. по адресу:г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.3, корп.1, лит.А.
Программа семинара будет предоставлена по запросу: e-mail:allabakushina@yandex.ru (Бакушина Алла Николаевна).
Все иногородние участники, выполнившие программу повышения квалификации «Soft skills: возможности школы» (16 часов), получают свидетельство о повышении квалификации установленного образца.