• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
IV Конгресс учителей общественных дисциплин

Общественные дисциплины: "Новые взрослые"

 

Началась подготовка к IV Конгрессу учителей общественных дисциплин «Общественные дисциплины: «Новые взрослые»,который проводит Санкт-Петербургский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург).

Основным содержательным фокусом очередного Конгресса станет разработка системы подготовки выпускников общеобразовательной школы к решению реальных жизненных проблем через проектирование его участниками индивидуальных проектов программы «Новые взрослые», которые могут рассматриваться как компоненты образовательной программы школы (программа воспитания и социализации обучающихся).

Содержанием проекта программы могут стать:

  • темы дискуссий на уроках по общественным дисциплинам;
  • виды ситуационных задач;
  • тематика социальных проектов;
  • тематика учебно-исследовательских работ учащихся;
  • виды проверочных заданий, ориентированных на самооценку учащимися достигнутого ими уровня компетентности.

Практической задачей Конгресса станет проект, подготовленный в ходе его работы, оформленный в виде рабочей тетради, которая затем может быть использована при разработке и реализации рабочих программ по предметам, планов внеурочной деятельности и тематики индивидуальных проектов учащихся.

Работа Конгресса будет состоять из пленарного заседания и 6 секций.

Пленарное заседание Конгресса предполагается провести на тему: «К какому будущему готовит школа?» и будет включать диалог специалистов в области экономики, политологии, социологии, управления образовательными системами, преподавания общественных дисциплин.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какие изменения будут происходить в обществе в среднесрочный и долгосрочный периоды?
  • Какое будущее ждёт современное поколение молодёжи?
  • Школа формирует какой-либо образ будущего? Если да, то какой?
  • Какой опыт, значимый для решения проблем в меняющемся обществе формирует школа?
  • Какой опыт, значимый для решения проблем в меняющемся обществе, школа не формирует? 

Предметные секции Конгресса

В рамках предметных секций (право, политология, история, социология, экономика и финансы) мы предполагаем рассмотреть одну из пяти задач, к решению которых, с нашей точки зрения, необходимо подготовить выпускников средней школы:

  • Ориентация в правах и обязанностях гражданина РФ и определение на этой основе своей гражданской позиции (право).
  • Ориентация в программах политических партий и определение на этой основе своей позиции избирателя (политология).
  • Определение своего отношения к историческому прошлому своей страны и своих взглядов на место России в современном мире (история).
  • Определение своего места в сетевом сообществе и решение на этой основе личностной самоидентификации (социология).
  • Определение своих образовательных планов и их финансовое обоснование (экономика и финансы).

Помимо пяти «предметных» секций будет организована шестая секция по вопросам исследования проблем управления образовательными системами.

Структура работы каждой секции является одинаковой:

  • вступительное сообщение специалиста: базовые понятия, спорные вопросы, проблемные ситуации;
  • ситуационные задачи;
  • социальные проекты;
  • учебно-исследовательские работы;
  • самопроверка и самооценка уровня компетентности.

Примерная схема работы в рамках модуля секции: одно-два сообщения, их рецензирование и оценка. Всего на секциях может быть рассмотрено 30-50 сообщений. Возможный вариант – решение ситуационной задачи.

Отбор сообщений проводится программным комитетом Конгресса на конкурсной основе.

Все участники Конгресса самостоятельно определяют свою программу участия в работе секций.

Потенциальным участникам Конгресса будут направлены сборники методических материалов с просьбой высказать свое мнение по обсуждаемым в них вопросам.

Первый сборник: «О.Е. Лебедев. Задачи из жизни. Методические рекомендации по развитию общекультурной компетентности учащихся 10-11 классов» будет направлен в начале октября 2017 г.

 Участники обсуждения материалов сборников получат персональные приглашения на Конгресс.

Для иногородних участников Конгресса будет предусмотрено время для индивидуальных встреч - консультаций накануне его проведения (22-23 марта 2018 г.) (по предварительной заявке).