• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
V Конгресс учителей общественных дисциплин

Общественные дисциплины в школе: что считать успехом?

 

Началась подготовка к V Конгрессу учителей общественных дисциплин ,который традиционно проводит Центр довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру Санкт-Петербургского кампуса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург). 

За четыре годы проведения Конгресса учителей общественных дисциплин он получил высокое признание профессионального сообщества, которое связано, прежде всего, с тем, что его участники имели возможность получить представление о взглядах авторитетных ученых, экспертов на проблемы развития общества и системы образования, они могли сформировать собственные представления о достижениях и проблемах изучения общественных дисциплин в образовательных учреждениях, а так же имели возможность представить и оценить собственную образовательную и/или управленческую практику в рамках работы Конгресса.

 

Отличительными чертами Конгресса , которые имеют существенное значение для его участников, являются продолжительная подготовка Конгресса, включающая проведение:

 ·        масштабных ежегодных опросов учащихся старших классов и учителей общественных дисциплин, управленцев из разных регионов, на основании которых регулярно издавались информационно-аналитические бюллетени, являвшиеся предметом обсуждения как на самих Конгрессах, так и материалом для дальнейших педагогических размышлений и обсуждений внутри образовательных учреждений;

 ·        очных и заочных консультаций с предполагаемыми выступающими на пленарных заседаниях и секциях Конгресса, а также с руководителями, модераторами и аналитиками проблемных и предметных секций;

 ·       «последействия» Конгресса, которые осуществлялись в различных формах рефлексивной деятельности.

 Фактически «Конгресс» продолжался на протяжении всего учебного года. В деятельность, связанную с его подготовкой, проведением и анализом итогов, вовлекались не только ведущие ученые Высшей школы экономики и других вузов Санкт-Петербурга и вузов из многих регионов, но и сотни учителей и старшеклассников.

 С полной уверенностью можно утверждать, что на сегодняшний день Конгресс обладает существенными возможностями для влияния на образовательную практику.

 На пленарных заседаниях и секциях V Конгресса предполагается обсудить ключевой вопрос: что можно считать успехом в изучении общественных дисциплин?

 Данная тема продолжает проблематику предшествующего IV Конгресса, на котором речь шла о проблемах подготовки учащихся к их «послешкольному» будущему.

 Основой для обсуждения станут, как и прежде, материалы анкетирования учащихся старших классов и учителей общественных дисциплин в школах разных регионов. На их основании будет подготовлен информационно-аналитический бюллетень «Успешный ученик - успешный выпускник – успешный специалист» с вариантами ответов на вопросы анкет и даны комментарии к ним.

 Задачи, которые ставит Конгресс :

 ·       выяснить, в какой мере соответствуют друг другу требования к специалистам, выпускникам и ученикам школы;

 ·        оценить на этой основе практику педагогического целеполагания при изучении общественных дисциплин;

 ·       выяснить, какие достижения учащихся возможны в различных видах образовательной деятельности и при каких педагогических условиях эти возможности могут быть реализованы.

  

Вопросы, которые могут стать предметом обсуждения на V Конгрессе:

 ·       Кого можно считать «успешным» и кого можно считать «неуспешным» выпускником общебразовательной школы?

 ·       К каким сферам жизнедеятельности человека можно отнести понятие «успех»?

 ·       «Успешный» и «счастливый» - тождественные понятия?

 ·       Как соотносятся между собой различные факторы успеха – что зависит от школы? От среды? От самого ученика?

 ·       В каких случаях школа может стать фактором, блокирующим возможность успеха учащихся или отдельных групп учащихся?

 ·       Какие образовательные системы способны гарантировать возможность успеха каждому?

 Данный перечень вопросов будет предметом широкого обсуждения и уточнения в педагогическом сообществе на этапе разработки программы Конгресса.

 

Работа V Конгресса будет состоять из 2-х пленарных заседаний и 5 проблемных секций.

 Первое пленарное заседание предполагается провести на тему: «Кого считать успешным специалистом?», на котором будут представлены мнения экспертов из разных сфер деятельности и областей научного знания: работодателя, экономиста, политолога, социолога, психолога.

 Второе пленарное заседание : «Кого считать успешным выпускником средней школы?» будет включать диалог авторитетных директоров общеобразовательных школ из Санкт-Петербурга и регионов России.

 Все проблемные секции предполагается провести под общей темой: «Кого считать успешными учениками.

 Проблемные секции:

 ·       Мастер-классы (практикумы по проведению учебно-деловых игр и конкурсов).

 ·       Образовательные проекты «Общественные дисциплины: возможности для профориентации».

 ·       Успехи учащихся в изучении общественных дисциплин (история, обществознание, социальная и экономическая география).

 ·       Успехи учащихся в олимпиадах.

 ·       Успехи учащихся в исследовательской деятельности.

 Примерные темы сообщений :

 ·       В чём проявляется успех ученика? (Какие задачи он может решать самостоятельно?).

 ·       В чём проявляется успех учителя? (Какие педагогические и методические проблемы он способен решить?).

 ·       Какие особенности учащихся существующая методическая система не даёт возможности учитывать?

 Отбор заявок на представление своего опыта на секциях Конгресса проводится членами программного комитета Конгресса на конкурсной основе, в состав которого входят: руководитель секции, модератор, аналитик, научный консультант, внешние эксперты.

Форму заявки на представление своего опыта на секциях Конгресса после заполнения необходимо отправить по e-mail:allabakushina@yandex.ru (Бакушина Алла Николаевна).   

Прием заявок прекращается  01 декабря 2018 г.Окончательное решение о возможности представления своего опыта на секциях Конгресса выносят члены программного комитета в срок до 30 декабря 2018 г. и доводится до сведения конкурсантов.

Формирование программы V Конгресса завершается – 20 января  2019г.

Срок подачи выступающими на секциях Конгресса итоговой версии сообщения + презентации заканчивается 1 марта 2019 г.

Для предполагаемых выступающих на секциях Конгресса из Санкт-Петербурга и Ленинградской области предусмотрены ежемесячные индивидуальные встречи – консультации с 16.00-19.00 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.3, корп.1, лит.А. (по предварительной записи. Даты консультаций:  18.10; 15.11; 20.12.2018 г.

Для иногородних выступающих на секциях Конгрессапомимо заочных консультаций (рекомендаций по доработке сообщений) так же будет предусмотрено время для индивидуальных встреч накануне его проведения, т.е. 28 марта 2019 г., по предварительной записи.