• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

© iStock

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ Алексей Котов, Иван Асланов и Юлия Судоргина экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти. Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology.

Ученые изучили эффект влияния категориального названия на суждения. Категориальное название (или вербальный ярлык) — слово, относящееся к группе предметов или ситуаций, имеющих общее содержание.

В ходе онлайн-эксперимента 314 участникам случайным образом досталась одна из четырех историй, где выдуманные персонажи совершали странные поступки из-за психических расстройств. В некоторых случаях для описания использовалось специальное название расстройства — «депатафия», несуществующее слово, придуманное для эксперимента. Затем участники оценивали 13 утверждений по семибалльной шкале: например, насколько виновен персонаж в происходящем, устойчиво ли его поведение, можно ли его вылечить с помощью медикаментов и т.п.

Выяснилось, что люди, которые сталкивались с «научным термином», были менее склонны обвинять персонажей, считали их поведение более стабильным во времени и имеющим биологическую природу. Как предположили ученые, такое влияния категориальных названий на суждения связано с тем, что они активируют семантические знания в памяти. То есть обращается к сетям знаний — хранилищу информации об общих вещах, которые для человека не связаны с конкретными событиями в жизни. 

В исследовании 2017 года американские психологи (Карли Гиффин и коллеги) выдвинули гипотезу, что категориальное название указывает на существование причины нестандартного поведения, поэтому участники оправдывают персонажей. 

Однако ученые НИУ ВШЭ дают другое объяснение: вспоминая странное поведение, участники эксперимента склонны называть его болезнью или используют названия других известных им болезней вместо придуманного термина. Это говорит о том, что они берут информацию из семантической памяти — большого блока знаний о медицине, а не просто видят какую-то причину происходящего.

В эксперименте ученые разделили во времени чтение историй и ответы на вопросы. Оказалось, что даже через неделю после чтения эффект влияния названия на суждения сохранился, хотя участники уже не помнили этого придуманного термина. 

Алексей Котов

«Мы обнаружили еще один важный результат: участники, читавшие историю, в которой упоминалось специальное название, запоминали в ней гораздо больше информации. Это подтверждает, что язык может активировать в памяти большие объемы семантических знаний, используемых для понимания», — подчеркнул Алексей Котов.

Сотрудники Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ планируют изучить, с какого возраста язык начинает влиять на суждения, память, научение. Ученые выдвигают гипотезу о том, что это влияние будет ощущаться только после 8–9 лет, поскольку именно в этом возрасте дети начинают активно использовать вербальные средства для осознания и управления своими когнитивными функциями. Исследователей также интересует то, как вербальные формы (метафоры и аналогии) связаны с тем, как дети и взрослые понимают объяснения во время обучения.