• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкции создали новые возможности для российских компаний

Госкорпорация Ростех

Госкорпорация Ростех
Фото: rostec.ru

Как и любой кризис, санкции 2022 года, помимо проблем, сформировали и новые возможности для российских компаний. К такому выводу пришли эксперты Вышки. Результаты исследования представлены в докладе ВШЭ «Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания», подготовленном для XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

Свыше четверти российских компаний (28%) смогли использовать новые возможности: почти каждой десятой фирме (9%) удалось нарастить долю на традиционных рынках, 7% фирм нашли ниши для новых продуктов, 6% вышли на новые для себя рынки, 4% привлекли квалифицированные кадры.

Исследование основывается на опросе руководителей предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, посвященном анализу изменений, произошедших после 2018 года, — реакции промышленных предприятий на пандемию и усиление международных санкций. Опрос проводился с августа по ноябрь 2022 года в 9 федеральных округах, в 71 субъекте РФ.

Как отмечают авторы доклада (Юрий Симачев, Андрей Яковлев, Виктория Голикова, Николай Городный, Борис Кузнецов, Михаил Кузык, Анна Федюнина), в целом результаты 2022 года оказались заметно лучше стартовых ожиданий. Наряду с адекватными мерами реагирования правительства и Банка России это в существенной мере было связано с высоким адаптационным потенциалом российского бизнеса. Фактически за последние 25 лет он сталкивался с двумя крупными финансовыми кризисами (1998–1999 годы, 2008–2009 годы) и тремя внеэкономическими кризисами, связанными с пандемическими (2020 год) и санкционными (2014–2015 годы, 2022 год) ограничениями.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что санкции довольно редко становятся эффективным инструментом для достижения внешнеполитических целей, пишут авторы доклада.

Существует целый ряд факторов, которые смягчают действие санкций. В частности, если есть возможность географически переориентировать цепочки поставок и найти новых покупателей, эффективность санкций существенно падает. Кроме того, санкции могут непреднамеренно стимулировать рост внутренних производственных секторов или способствовать индустриализации. При этом экономика в целом, а также ее экономические агенты, ожидающие введения санкций, могут успеть адаптироваться к возможным ограничениям.

По данным исследования, с различными проблемами из-за санкций столкнулись 65% компаний обрабатывающих отраслей промышленности. Ключевыми проблемами стали рост цен на сырье, материалы и комплектующие на внутреннем рынке (для 41% компаний), затруднения с импортом необходимых товаров и услуг (примерно для 31% компаний), а также логистические проблемы (более чем для 22% компаний) и проблемы с импортом оборудования (для около 19% компаний).

Общий баланс положительного и отрицательного влияния санкционных ограничений на уровне фирм в большинстве случаев был негативным — это отметили руководители 53% всех обследованных фирм (или 77% затронутых санкциями компаний). Результирующие эффекты от воздействия санкционных ограничений оказались различными в зависимости от характера интеграции фирм в глобальную экономику: в случае импортеров и фирм с иностранным участием — негативными, для инновационных компаний — как негативными, так и позитивными, для предприятий-экспортеров — позитивными.

Костромской завод строительных материалов
Фото: thermocube.ru

Ключевыми мерами реагирования компаний на санкции 2022 года являлись переключение на новых поставщиков (22% компаний перешли на иностранных поставщиков, 18% — на российских) и сокращение издержек (19% компаний). Последняя мера была ключевой и в период коронакризиса, тогда как смена поставщиков практиковалась в 2020–2021 годах гораздо реже. Кроме того, по сравнению с пандемийным периодом, в 2022 году фирмы существенно чаще стали выходить на новые рынки (10% компаний), проводить собственную разработку новых продуктов и технологий (8%) и осуществлять реорганизацию системы управления и логистики (8%).

На основе структурного моделирования эксперты делают следующие выводы. У предприятий, интегрированных в глобальные цепочки поставок, по итогам 2022 года выручка оказалась не ниже базового 2019 года. Это показывает, что наличие широкого выбора зарубежных поставщиков и покупателей способствует более высокой устойчивости в условиях неопределенности.

Те предприятия, которые уже внедрили цифровые технологии, чаще демонстрировали гибкость в смене поставщиков и чаще выходили на новые рынки. «Вероятно, цифровизованные компании более склонны к культуре инноваций и готовности к изменениям, что позволяет им динамически адаптироваться к внешним шокам в их бизнес-окружении», — отмечают авторы доклада. Высокий технологический уровень никак не помогал, но и не мешал адаптации, его роль практически незначима как для динамики выручки/занятости, так и для структурных эффектов на уровне фирмы. Таким образом, для роста необходимы факторы, которые обеспечат динамическую адаптацию, считают исследователи.

Расширение доли на рынках присутствия было характерно для предприятий, у которых еще до санкционного кризиса была развитая сеть поставщиков. Это подчеркивает необходимость развития сетей субподряда в российской экономике. Смена поставщиков по всей цепочке создания стоимости — от поставщиков технологий и услуг до поставщиков сырья и полуфабрикатов — позволила компаниям выйти за рамки сложившегося профиля и повысить разнообразие выпускаемой продукции.