Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы
Лаборатория управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург при поддержке Российского комитета Международного союза музеев (ИКОМ Россия) провела исследование процесса цифровизации российских музеев. Результаты исследования представляют факторы успеха/неуспеха цифровизации и ее перспективы, ставят вопросы об инструментах борьбы за посетителя и о возможностях монетизации музейных онлайн-продуктов.
Исследование исходит из понимания цифровизации как внедрения цифровых технологий и методов в управление музеями, а также в разработку цифровых продуктов и сервисов. Оно базируется на опросе руководителей и сотрудников музеев, вовлеченных в работу по созданию, продвижению и использованию цифровых продуктов. Цель исследования состояла в определении основных форматов цифровизации различных направлений деятельности музеев, выявлении барьеров, препятствующих внедрению цифровых технологий в музеях, а также в описании перспектив развития цифровизации музеев и перспектив монетизации разработанных музеями онлайн-продуктов.
Ирина Сизова, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель исследования
Опрос позволил понять те процессы, которые происходят в музеях в плане цифровизации, выявить проблемы и определить некоторые перспективы. Кроме того, нам было необходимо понять, могут ли быть монетизированы цифровые музейные продукты, готовы ли к этому музейщики.
Полученные данные представляют ряд сценариев по развитию процессов цифровизации в музеях и базовые алгоритмы монетизации музейных цифровых продуктов. Мы надеемся, что члены музейного сообщества — и те, кто формирует стратегию развития процессов цифровизации в музее, и те, кто занимается научной деятельностью или работает с посетителями, — найдут в них что-то полезное для себя, хотя бы в качестве подтверждения собственных размышлений, и это позволит им преодолеть какие-то внутренние барьеры и страхи.
Одним из блоков вопросов, заданных сотрудникам музеев, были вопросы о факторах, содействовавших или препятствовавших цифровизации музеев. Опрашиваемые выделили всего 15 «ускоряющих» факторов, среди которых бесспорными лидерами стали четыре. Абсолютное первенство среди них принадлежит наличию квалифицированных кадров (56,8 % опрошенных). Второе место занимает наличие компьютерной и прочей техники (51,9 %), третье — наличие информационной системы для оперативной работы с музейными предметами (42 %). Четвертым фактором респонденты назвали «политическую волю руководства» (35,8 %), которая в разных ситуациях может стать как движущей силой, так и препятствием.
Что касается барьеров на этом пути, то здесь респонденты на первое место поставили нехватку финансирования (74,1 %). Исследователи отмечают, что такое единодушие (среди респондентов были сотрудники как слабо финансируемых малых музеев, так и вполне финансово успешных музеев федерального подчинения) свидетельствует о том, что финансовое обеспечение процессов цифровизации музеев требует особого внимания со стороны учредителей и становится особенно важным в условиях пандемийных ограничений, когда стабилизирующее финансирование направляется в первую очередь на социальную поддержку коллективов. Второе и третье места разделили отсутствие современной технической базы (60,5 %) и отсутствие квалифицированных кадров (59,3 %). На четвертом месте, с большим отрывом от других факторов, оказалось «недопонимание проблем со стороны руководства» (28,4 % респондентов).
Исследование зафиксировало музейные цифровые продукты и сервисы, получившие распространение в последние годы, особенно в период пандемии:
1. Оцифровка коллекций музейных предметов
Будучи одним из первых форматов цифровизации музеев, оцифровка музейных коллекций к настоящему времени освоена большинством российских музеев и признается ими важнейшим инструментом современной музейной деятельности. В опросе музейных работников 91,4 % респондентов указали работу по созданию электронной базы данных музейных предметов в качестве наиболее активно осуществляемой.
2. Использование оцифрованных баз данных
Качественная оцифровка музейных предметов позволяет создавать более углубленные формы их показа, акцентируя внимание на ранее недоступных деталях и скрытых от глаз особенностях. Цифровые изображения и 3D-модели музейных экспонатов и пространств лежат в основе набирающих популярность «живых» экскурсий с использованием технологий дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей.
Также использование изображений оцифрованных музейных предметов позволяет активизировать экскурсионно-выставочную деятельность как в области использования специальных ресурсов, так и в создании цифровых ресурсов, что позволяет расширить музейную аудиторию.
3. Создание цифровых музейных продуктов и сервисов, направленных на взаимодействие с посетителями музея
«Клиентоцентричность», привлечение посетителей и обеспечение им комфортного и интересного пребывания в музее становится одной из основных целей работы музеев. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов — повышением уровня конкуренции за посетителя в индустрии впечатлений в целом, необходимостью создания новых форматов для привлечения молодежи, повышением роли доходов от посещения музея при сокращении уровня государственных или муниципальных субсидий и других.
4. Монетизация цифровых музейных продуктов
Лишение источников дохода (входные билеты, музейные магазины, кафе, аренда мест проведения мероприятий), неравномерное государственное финансирование и неопределенность будущего вынуждают музеи искать способы монетизации онлайн-контента.
На основе проведенного исследования авторами были разработаны рекомендации по стратегии монетизации музейных онлайн-продуктов:
- создавать разные виды онлайн-продуктов, от широко распространенных онлайн-экскурсий до узкотематических вебинаров, компьютерных игр и мобильных приложений;
- обратить особое внимание на «сериальность» музейных онлайн-продуктов, которая стимулирует приобретение, что особенно эффективно для игровых и образовательных форматов;
- разнообразить характер монетизируемых музейных онлайн-событий — систематический, периодический, одноразовый. Монетизация может распространяться как на постоянно реализуемые события (работа в онлайне музейных студий, кружков, курсов), так и периодические (виртуальные летние лагеря), а также уникальные (музейные фестивали и праздники);
- обеспечить гибридный формат предоставления музейных продуктов и услуг. Сочетание двух форматов — офлайн и онлайн — создает дополнительные возможности для монетизации, поскольку позволяет создавать продукты, востребованные у различных категорий посетителей музеев и пользователей онлайн-продуктов (например, мобильные приложения);
- предусмотреть льготный или бесплатный доступ к онлайн-продуктам для отдельных категорий посетителей. Дифференцированный формат платности позволяет наладить разнообразные маркетинговые взаимоотношения с потребителями, обеспечивая тем самым их лояльность;
- вступать в коллаборации с организациями, имеющими опыт создания онлайн-продуктов. Создание совместных с вузами, ИТ-компаниями, коммерческими организациями онлайн-продуктов позволяет музеям, во-первых, минимизировать расходы на различные виды работ по созданию и продвижению онлайн-продуктов; во-вторых, осуществить кобрендинг с известными производителями техники и программного обеспечения; в-третьих, расширить круг посетителей за счет потребителей, лояльных продуктам партнеров. Партнеры выступают в роли соразработчика и сопроизводителя цифровых продуктов, среди которых можно выделить как продукты традиционного формата (массовые открытые онлайн-курсы, мобильный гид, фотоматериалы, электронные версии изданий, малые онлайн-курсы, подкасты), так и современные технологические решения (VR-ролики, цифровые панорамы).
Ключевая рекомендация по монетизации, выдвигаемая авторами исследования, базируется на мнении экспертов о необходимости разработки музейного маркетплейса — интернет-платформы по типу b2c, на которой продавцы (музеи) и покупатели (музейная аудитория) находят друг друга и взаимодействуют между собой. Известно, что маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не имеют возможности заниматься продвижением своих товаров. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя, что актуально для малых и средних музеев.
Владимир Определенов, член Президиума и председатель Совета по цифровому развитию музеев ИКОМ России, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ
Проведенное исследование строится на опросе мнения людей, которые во многом определяют развитие музеев. Это важный срез для понимания того, что в музеях происходит и чего им не хватает. Кто-то увидит в полученных данных что-то новое, что подтолкнет его к новым идеям, а кто-то найдет подтверждение своим мыслям и действиям. Это полезно в любом случае, даже если не будет «прорывных инсайдов».
Невозможно всем следовать единому алгоритму, потому что музеи разные, а термин «цифровизация» — это зонтик для самых разных понятий и процессов. Нужно ли всем оцифровывать фонды? Мой личный ответ «да», потому что каждый музей должен стремиться к доступности и предоставлению широкого общего доступа к фондам. Каждому ли музею нужно делать широкую онлайн-программу? Зависит от харизмы музейного коллектива и его возможностей, в первую очередь финансовых, потому что онлайн-продукт должен быть качественным. Каждому ли музею нужны мультимедиа? Наверное, нет, но это не значит, что они не должны быть представлены в интернете или что не должно быть доступной информации в сети. Каждому ли нужен электронный билет? Я почти уверен, что «да» — кроме того, что это удобно для посетителей и стимулирует покупки при поиске в сети, цифра помогает отрегулировать поток посетителей в музей, чтобы было удобно и посетителю, и музею. Важна также и CRM-система, позволяющая выстраивать коммуникацию с постоянной аудиторией, помогающая формированию программы лояльности и т.п. Но также важна и цифровизация внутренних процессов — электронный документооборот, средства корпоративной коммуникации и командной работы (почта, календари, совместное редактирование документов, ВКС и т.п.), финансово-хозяйственной деятельности и безопасности. И, конечно, просвещение в области цифровой грамотности, как сотрудников, так и посетителей.
Данные исследования мне, например, позволили косвенно оценить уровень цифровых компетенций музейных менеджеров, выделить какие-то ключевые темы, на которые существует запрос, и определиться с перечнем необходимых образовательных программ, а также чтобы сформировать мероприятия для музейного сообщества, которые в том числе Совет по цифровому развитию музеев будет проводить.
Исследование проводилось в рамках проекта Лаборатории управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Системный подход к трансформации цифровой среды музеев». Подробно с результатами исследования можно знакомиться ЗДЕСЬ.
Определенов Владимир Викторович