• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование как исследовательское поле

28-29 октября в Высшей школе экономики прошла II Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты и государство», организованная Российской ассоциацией исследователей высшего образования при поддержке НИУ ВШЭ.

Выступление ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова

Выступление заместителя министра образования и науки РФ Алексея Пономарева

Доклад Марка Джонсона (Mark S. Johnson)

Особенностью конференции стала ориентация на строго научные исследования сферы образования, аргументированную аналитику и эмпирические данные. В конференции участвовали исследователи образования из шестнадцати регионов России и зарубежных университетов. По словам научного руководителя Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исака Фрумина, не все заявки, присланные в оргкомитет, вошли в программу форума. Это значит, что уже на этапе отбора были определены наиболее интересные доклады, соответствующие специальной теме конференции — «Стратегиям развития образования».

Обсуждение этой темы началось на пленарном заседании. Алексей Пономарев заместитель министра образования и науки России, рассказал об инструментах государственной поддержки кооперации вузов, науки и производства. По экспертным оценкам, в самое ближайшее время ожидается существенное изменение ситуации в значительной части отраслей. Это приведет к повышению спроса на новые технологии, на научные разработки и на кадры. И в этой цепочке, по словам заместителя министра, есть дисбаланс. Так, если фундаментальная наука в общем сохранилась, то прикладная пришла в упадок. А именно на прикладную науку придется повышенная нагрузка. Поэтому в министерстве приняли решение не восстанавливать прежние формы исследовательской работы типа НИИ, а развивать соответствующие направления исследований в университетах и в профильных подразделениях компаний.

Связь вузов и компаний — ключевой вопрос, актуальный для всех стран. Министерство образования и науки для поддержки этой кооперации использует разные инструменты. Известные правительственные постановления 218, 219 и 220 как раз и нацелены на решение этой важной задачи, а также на стимулирование научных разработок под руководством отечественных и зарубежных ученых.

Кроме того, министерством разработана программа инновационного развития госкомпаний, которые дают примерно 20 процентов ВВП. Также идет планомерная работа по созданию технологических платформ.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представил стратегию развития российского профессионального образования до 2020 года, оценив основные тренды и существующие риски. На фоне прироста числа школьников сегодня наблюдается существенное снижение контингента вузов — на 37 процентов. И если сейчас на рынок труда выходят ежегодно 1,4 миллиона выпускников вузов, 420 тысяч человек со средним специальным образованием и около 490 тысяч выпускников учреждений начального профобразования, то к 2020 году выпускников техникумов и училищ станет в 1,5-2 раза меньше. Уже сейчас, по словам ректора ВШЭ, мы имеем дело с «навесом» высшего образования в обществе. Охват молодежи высшим образованием достиг отметки в 89, 5 процента. Это значит, что не все люди с высшим образованием смогут найти работу, достойную их статуса.

Проблема количества выпускников вузов дополняется проблемой качества их подготовки. По мнению работодателей, три четверти выпускников университетов нуждаются в переобучении, от 80 до 90 процентов студентов технических и технологических специальностей, если судить про результатам ЕГЭ, — троечники. В результате в ПТУ и колледжи попадают люди, которые не хотят и не могут учиться, а совсем не те, кто желает работать руками. Приток мигрантов в данном случае только усугубляет проблему, так как они не имеют возможности повышать квалификацию, работать долго на одном месте, социализироваться в российском обществе.

Вместе с тем люди считают важным иметь высшее образование, выступающее в роли социального лифта. Оно дает человеку более высокий социальный статус, соответствующее окружение, а не только, как многие считают, более высокую заработную плату. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Ярослава Кузьминова, является прикладной бакалавриат: человек поступает в университет, а через два года обучения выбирает либо академический бакалавриат и продолжает свое образование, либо прикладной — осваивает технологии и навыки, необходимые для «работы руками».

Еще одной мерой для улучшения ситуации с высшим образованием может быть отказ от механизма контрольных цифр приема. По предложению ректора ВШЭ, выпускник школы, сдавший ЕГЭ по дисциплинам не ниже 55 баллов, может получить ваучер и с ним идти в университет. А вузы, если абитуриент им подходит, будут его принимать и получать соответствующее государственное финансирование.

Важным представляется и вопрос уровня заработной платы преподавателей. В России он один из самых низких в мире. В связи с этим необходим эффективный контракт с преподавателем, а зарплата по расчетам экспертов должна быть на уровне 200-220 процентов от средней по региону.

Одним из самых радикальных, но вынужденных предложений, представленных в докладе, было предложение по оптимизации количества вузов за счет тех, где низкий научный потенциал профессорско-преподавательского состава и низкое «качество» студентов.

Завершал пленарное заседание доклад Марка Джонсона (Mark S. Johnson) из Университета Висконсина-Мэдисона (США) «Universities, the State, and Civil Society: Comparative Perspectives on Student Research Programs, Service Learning, and Engagement». Он рассказал об американском опыте выстраивания отношений вузов и местных сообществ, о методах стимулирования исследовательской работы, об эффектах от сбалансированного сочетания обучения и исследований.

Работа второго дня конференции шла в тематических сессиях, посвященным вопросам университетской автономии, качеству образования, государственной политике развития и поддержки университетов, негосударственному сектору высшего образования.

Завершилась конференция круглым столом о перспективных направлениях исследований высшего образования. Исак Фрумин представил обзор диссертаций по различным аспектам сферы образования — методике, философии, экономике, социологии. При этом было отмечено, что если работа выполняется по педагогическим или философским наукам, то часто она заключается в обычном изложении концепции, зачастую умозрительном. Аналогичная ситуация и со статьями. «Сегодня, — сказал научный руководитель ИРО ВШЭ, — методологические работы есть, но им недостает конкретики, почти нет работ по оценке качества образования, крайне мало эмпирических и сравнительных исследований. Одним словом, мы много говорим о том, каким образование должно быть, но даже не знаем, каким оно является сейчас». Среди возможных направлений исследований Исак Фрумин назвал такие, как эффективность современных методов обучения, философские основания новых институциональных форм (корпоративные университеты, второе образование, заочное образование и другие).

Директор ИРО ВШЭ Ирина Абанкина обратила внимание на то, что прежде чем проводить исследования, стоит определиться, чего мы от них хотим. «Если мы хотим стать участниками исследований системы образования в мире, то должна быть одна стратегия поведения. Если мы хотим участвовать в выработке политики государства в образовании, тогда должна быть другая линия поведения», — заметила она. Важным, по ее мнению, является обращение к философским проблемам, например, к проблеме взаимосвязи свободы и высшего образования, миссии университетов, формированию системы академических ценностей.

Директор по прикладным исследованиям Российской экономической школы Игорь Федюкин в качестве одного из приоритетных исследовательских направлений назвал качественные исследования исторического плана, необходимые для понимания сегодняшней ситуации. Мария Юдкевич, проректор ВШЭ, в своем выступлении обратила внимание на то, что происходящие в системе высшего образования институциональные реформы дают интересный для изучения материал. К примеру, можно наблюдать за реакцией на реформы всех агентов системы образования: преподавателей, исследователей, учащихся и их родителей, руководителей образовательных учреждений… «В последнее время появилось много разноплановых работ по ЕГЭ. Тем не менее, тема эта не исчерпана, исследовательское поле в этом плане гигантское», — сказала проректор Высшей школы экономики. По ее словам, высшее образование как отрасль недоисследована, интересной представляется экономическая теория высшего образования, в частности, вопросы рынка труда в его связи с образовательной системой.

Валерий Ефимов, начальник отдела стратегического развития Сибирского федерального университета, поддержав в основном выступивших коллег, назвал нынешнюю ситуацию в российском образовании «кризисом перспективы». «Надо создавать и продвигать исследовательские сети, изучать практики будущего. Пока же решения в сфере образования принимаются без учета ориентиров».

Кстати, Высшая школа экономики уже включилась в сетевые исследовательские проекты. По словам Исака Фрумина, эксперты ВШЭ совместно с коллегами из других российских и зарубежных университетов изучают проблемы отчислений студентов, их вовлеченности в трудовую деятельность во время обучения. Также реализуются проекты по исследованию академических контрактов, оценкам качества экономического образования и некоторым другим. И работа эта будет продолжена, потому что, как выразилась Мария Юдкевич, «сетевые исследования нужны, чтобы говорить на одном языке. Общаясь с исследователями из других вузов, мы понимаем что-то и про себя».

Ирина Абанкина объясняет большое количество проблем с отечественными исследованиями сферы образования тем, что на Западе образование выделено в отдельную исследовательскую отрасль, а у нас оно «растворено» в педагогике, экономике, социологии и других науках.

Алексей Клюев, директор Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета, председатель Совета Ассоциации исследователей высшего образования, подводя итоги работы конференции, заметил, что обсуждение получилось интересным, а следующая встреча в формате конференции должна быть посвящена целеполаганию исследований в области образования.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

_____________________________________________

В СМИ по теме:

Студентов протестируют еще раз // S&T RF, 09 ноября 2011

С дипломом, но без знаний // Российская газета № 245, 01 ноября 2011

Неадекватные люди с высшим образованием // S&T RF, 01 ноября 2011

90% обучающихся техническим специальностям - троечники // РИА Нововсти, 28 октября 2011