• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третий день HSE Fest: об инвестициях, краудфандинге и MVP

Третий день Международного фестиваля университетских технологических стартапов был посвящен инвестированию: участники узнали, как искать вложения в свой стартап и правильно выстраивать диалог с инвесторами, и поговорили о краудфандинге.

Третий день HSE Fest: об инвестициях, краудфандинге и MVP

Что подготовить для переговоров с потенциальными инвесторами?

Сергей Фрадков, управляющий партнер стартап-акселератора iDealMachine, объяснил участникам фестиваля, где искать финансирование для молодой компании. Во-первых, это собственный капитал основателей и помощь близких и друзей. Во-вторых, небольшую прибыль можно получить от предварительных продаж вашего продукта. Также можно попробовать найти помощь со стороны акселераторов и венчурных фондов.

Далее речь зашла о том, что важно подготовить к встрече с инвестором. Сергей выделил 4 основных шага: презентация и продуманная подача материала, тизер (видео с пояснением, что же получает инвестор от 1 у.е. вложений), основные экономические расчёты и финансовая модель вашего стартапа. Помните, что рассказ о вашей компании, необходимых инвестициях и опыте команде может быть действительно убедительным.

Как оформить презентацию для выступления и что говорить?

Об этом рассказал Роберт Нейверт, партнер 500 Startups. Большое внимание следует уделить первому слайду презентации, ведь даже на этом этапе многие совершают ошибки. Открывающий слайд должен содержать лишь основную информацию: название компании, логотип и небольшой подзаголовок, если это необходимо. На этапе просмотра первого слайда презентации слушатель решает, интересно ему или нет. Подготовьте заранее фразу, которая действительно зацепит аудиторию. Она должна интриговать, вызывать эмоции – только так появится шанс, что ваши дальнейшие слова действительно будут услышаны.

На следующих слайдах Роберт советует показать статистику, однако, это не должны быть ваши финансовые показатели. Если не хочется говорить о статистике, поясните, каким вам представляется потенциал рынка. Подкрепляйте свои слова цифрами, но не используйте их слишком часто. Прежде всего, вы рассказываете историю, а не сухие данные.

В конце презентации добавьте фотографию команды и поясните, почему вы наверняка добьетесь успеха, расскажите об опыте каждого из ваших коллег.

«What gets measured gets managed»

Олег Амуржуев, директор программ York Entrepreneurship Development Institute, познакомил участников с базовыми принципами построения финансовой модели. По его мнению, необходимые финансовые показатели можно уместить в один excel документ. Пусть в одном файле у вас находится план продаж, расчет заработной платы сотрудников, стоимости продуктов, данные о движении денежных средств и прочее.

На практической части встречи участники фестиваля сравнили, каким из инструментов — кредитованием или долевым финансированием — им было бы эффективнее воспользоваться для развития своего проекта. Они проанализировали большое количество параметров, среди которых значились наличие ежемесячных выплат, риски, возврат и прибыль для тех, кто вкладывает свои средства, и представили результаты в виде таблицы. С помощью такой таблицы можно легко определить, что выгоднее на данном этапе развития бизнеса.

Основы краудфандинга

Краудфандинг — это получение общественного финансирования. На данный момент двумя самыми известными площадками для поиска такого рода инвестиций являются indiegogo.com и kickstarter.com. В своей лекции Евгений Дубовой, генеральный директор Evapolar, без лишних слов обрисовал алгоритм по созданию краудфандинговой кампании.

Первым делом изучите основную информацию о схеме финансирования, сопоставьте ее со своей идеей и планами. Далее выберите платформу: Евгений настаивает на использовании одной из двух вышеупомянутых, т.к. они уже проверены временем. Также эксперт отметил, что indiegogo более удобна в использовании, однако, kickstarter имеет больший функционал. Затем пропишите четкий план вашей кампании. На этом этапе удобно воспользоваться специальным календарём от indiegogo: в нём буквально расписаны все задачи на каждый день в течение двух месяцев. Итак, все готово, вы можете запускать проект.

Отдельно Евгений отметил, что большинство откликов проекты находят в первые и последние 48 часов размещения на платформе.

МVP (Minimum Viable Product)

Иван Горшунов, управляющий директор Дирекции Новых Цифровых Сервисов, разложил по полочкам все возможные типы минимально жизнеспособного продукта. Напомним, что MVP – это тестовый продукт, который вы выпускаете на рынок, не возлагая на него особых ожиданий.

Существует несколько основных видов MVP: тот, который клиент получает по предзаказу бесплатно или с большой скидкой в обмен на отзыв, и тот, при предоставлении которого вы тесно взаимодействуете с потребителем, буквально решая его проблему; классический минимально жизнеспособный продукт.

Не будьте слишком амбициозными, опробуйте свой продукт в тестовом режиме, ведь именно так свой путь начинали Uber и Snapchat.