• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ценность возможностей

Директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников – о ценности опыта обучения за рубежом и преимуществах участия в программах международного студенческого обмена.

Ценность возможностей

1 февраля открылся прием заявок на участие в программах международной студенческой мобильности. Студенты НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург традиционно проявляют довольно большой интерес к международным программам обмена. Но на консультациях, которые проводит Центр международного сотрудничества, мы часто видим, что многие студенты не до конца осознают ценность таких возможностей и те преимущества, которые дает студенту и выпускнику опыт обучения в другой стране. 
Директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников поделился своим опытом обучения за рубежом.

– Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о вашем опыте обучения за рубежом. Как этот опыт повлиял на вашу дальнейшую жизнь и карьеру?

Мой опыт обучения за рубежом связан с Германией, где я учился в магистратуре по международной экономике в одном из самых симпатичных городов Германии – Констанце, расположенном на берегах Боденского озера, самого южного и самого большого озера ФРГ. В этом городе прекрасный университет, факультет экономики которого неизменно входит в пятерку лучших в этой стране (Konstanz University).

Конечно, этот опыт для меня стал в очень большой степени определяющим в моей академической карьере. Это коснулось как выбора области моих научных интересов, так и понимания того, как устроена академическая жизнь в современном международном университете, как строится карьера профессоров, исследователей, как происходит выбор траектории обучения у студентов, как каждый студент ориентируется в университетских сервисах относительно предложений о работе, и многое-многое другое. В период обучения я также работал на позиции стажера-исследователя в научном институте при этом университете. И это мне помогло не только в том, чтобы иметь достаточно финансовых средств на жизнь, но и в реальной учебе, поскольку исследовательские проекты, в которых я участвовал, были совсем близко к тому содержанию, с которым мы знакомились в рамках университетских курсов.

Но дело не только в академической стороне. В нашей магистерской группе были студенты не только из Германии (хотя там их было большинство), но из Норвегии, Дании, Болгарии, Франции, Италии и США. Мы много времени проводили вместе, вместе обсуждали курсовые проекты, вместе путешествовали, вместе загорали на знаменитых пляжах Боденского озера, вместе пили немецкое пиво. И это было совершенно замечательно!

– На ваш взгляд, какие компетенции поможет приобрести современному студенту обучение за рубежом?

Есть такие простые вещи, как умение разобраться в каждодневной будничной жизни за границей, начиная от простых навыков пользования общественным транспортом, совершения ежедневных покупок в магазине, до умения заключать договор аренды комнаты на длительный срок. Все эти простые навыки позволяет приобрести длительное (семестровое или годовое) обучение в другой стране. И это все важные части того, что называется навыками межкультурной коммуникации.

В случае, если речь идет о программе международных обменов на ступени бакалавриата, выгодной стороной такой программы является и то, что у студента появится больше информации о магистерских программах в том зарубежном университете или в стране, в котором оказался студент. Это очень важный опыт и очень важная информация, которую иным путем очень трудно получить.

Какие бонусы и преимущества дает опыт обучения за рубежом в плане трудоустройства и карьеры? Насколько весома эта строчка в резюме молодого специалиста сегодня?

Если компания или организация, в которой планирует работать выпускник, является международной или имеет тесные контакты с зарубежными партнерами – например, имеет международные контракты или участвует в международных мероприятиях, абсолютно закономерно, что выпускник университета, имеющий опыт международных студенческих обменов, получит в ней больше шансов на трудоустройство. То же касается международных служб и отделов множества других организаций, например, соответствующих комитетов или министерств региональных правительств. И это становится весомой строчкой в резюме.

Но дело не только в этом. Студент, получивший опыт жизни и обучения в разных странах, рассматривается многими организациями как более гибкий, умеющий адаптироваться к самым разным условиям и обстоятельствам, а это в наших динамично меняющихся условиях очень ценное качество.

Узнать подробную информацию о программах обмена, стипендиях, условиях конкурса и подать заявку можно на нашем портале StudyAbroad.