Дар американского ученого российскому университету
Сегодня в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург состоялось торжественное открытие мемориальной библиотеки им. Ричарда Стайтса. В церемонии принимала участие и.о. Генерального консула США в Санкт-Петербурге г-жа Кортни Немрофф.
«Профессор Ричард Стайтс величина в научном мире, он повлиял на многих ученых, занимающихся историей России, разных ее периодов, в том числе и историей Советского Союза. Когда я училась на факультете международных отношений Колумбийского университета, его работы были нашими основополагающими учебниками. Мне приятно присутствовать на открытии мемориальной библиотеки в одном из ведущих университетов Санкт-Петербурга. Подобные мероприятия имеют неоценимое значение для сохранения и развития отношений между нашими странами. Мне кажется, что научные дискуссии, человеческое общение, обмен мыслями и ресурсами могут быть важнее политических тенденций», - отметила г-жа Кортни Немрофф.
Библиотека содержит более 1500 томов книг по истории, социальным и гуманитарным наукам, английских переводов произведений русских философов, историков, публицистов. Около трети томов в коллекции посвящено истории и культуре Соединенных Штатов и европейских стран. Открытие библиотеки им. Ричарда Стайтса в Санкт-Петербургском кампусе Высшей школы экономики стало возможным благодаря содействию Carmel Institute of Russian Culture and History при Американском университете в Вашингтоне, Посольства Российской Федерации в Вашингтоне, Департамента Северной Америки Министерства иностранных дел РФ. Библиотека была передана институту российской культуры и истории сыном Ричарда Стайтса Андреем по завещанию его отца.
«Это решение - символ глубокой любви Ричарда Стайтса к России. Теперь его уникальная коллекция доступна студентам и специалистам, как в США, так и в России, что будет способствовать культурному обмену между двумя странами», - сказал директор института российской культуры и истории Антон Федяшин.
«Мы с Ричардом Стайтсом часто общались, и как преподаватели и как исследователи, в частности в Хельсинкском университете. Это собрание составлено из книг, находившихся в кабинете профессора в Джорджтаунском университете, где он держал издания, интересные ему, как историку-исследователю, необходимые для научной работы и преподавания. Интерес к истории России и в Америке, и в Западной Европе сейчас чрезвычайный. Этот подъем начался лет двадцать назад, и он продолжает развиваться, никогда не было такого количества талантливых ученых и замечательных книг. Я как филолог могу позавидовать коллегам – историкам. Состояние этой научной области не определяется сиюминутными политическими флуктуациями», - подчеркнул Борис Михайлович Гаспаров, руководитель академического совета образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Пользоваться библиотекой смогут не только студенты, аспиранты и сотрудники Питерской Вышки, но аффилированные с НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург исследователи.
К открытию библиотеки будет приурочен семинар “Cosmopolitan Historiography of Russian History and Culture: the Workshop Dedicated to the Opening of the Richard Stites’ Memorial Library”. На нем выступят:
• Эрик Лор, профессор исторического факультета, Американский университет;
• Профессор Александр Семенов, зам. директора по научной работе, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург;
• Рональд Суни, профессор социальной и политической истории Мичиганского университета;
• Борис Колоницкий, первый проректор, профессор кафедры истории, Европейский университет в Санкт-Петербурге;
• Екатерина Евтухова, профессор кафедры истории Джорджтаунского университета
Ричард Стайтс (1931‑2010) – известный американский историк России, выпускник University of Pennsylvania (BA 1956) и George Washington University (MA 1959), защитил диссертацию на степень доктора философии (PhD) в Гарвардском университете в 1968 г., где учился у Николаса Рязановского (Nicholas Riasanovsky) и Ричарда Пайпса (Richard Pipes). Преподавал в Lycoming College (штат Пенсильвания), Международном колледже (the International College) в Копенгагене, Brown University и Ohio State University, после чего в 1977 г. получил место в Джорджтаунском университете (Georgetown University), профессором которого оставался до самой смерти. Обладатель многочисленных наград и стипендий the Russian Research Center at Harvard, the Kennan Institute for Advanced Russian Studies, the Guggenheim Foundation, the Harriman Institute for the Advanced Study of the Soviet Union, and the National Endowment for the Humanities. В 2001‑2003 гг. входил в совет директоров (Board of directors) Американской ассоциации содействия славистике (American Association for the Advancement of Slavic Studies, AAASS; ныне Association for Slavic, Eastern European and Eurasian Studies, AASEES). В 2003 г. получил почетную докторскую степень университета Хельсинки.
Ричард Стайтс был первопроходцем в изучении таких проблем, как женское движение в нашей стране или массовая культура в СССР. Его книги “The Women's Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930” (1978, 2-е изд. 1991; русский перевод «Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм 1860-1930». М.: Росспэн, 2004), “Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution” (1989), “Russian Popular Culture: Entertainment and Society since 1900” (1992), “Serfdom, Society, and the Arts in Imperial Russia: The Pleasure and the Power” (2005) останутся значимыми вехами в историографии.
Научная биография Ричарда Стайтса одновременно и типична для его поколения англо-американских историков-русистов, и выдает неординарную личность, заметно выделяющуюся в ряду коллег по профессии. Как и многие историки, пришедшие в науку в конце 1950-х – 1960-х гг., Стайтс стремился преодолеть сложившиеся на пике холодной войны идеологические штампы американской советологии, равно как и социально-культурные предубеждения, характерные для западных интеллектуалов первых послевоенных десятилетий. Так, Стайтс стал писать о «женском вопросе» в то время, когда эта тема только начинала пробивать себе дорогу в американских университетах, а серьезных работ по истории женского движения в России на английском языке не существовало вовсе. Позднее он обратился к изучению массовой культуры в советском обществе, радикально расширив спектр жанров и произведений, достойных внимания исследователя, и показал неправомерность представлений о тотальном идеологическом диктате и полном торжестве официоза в культурной жизни Советского Союза. Книга о народной культуре в СССР стала хрестоматийным чтением для американских студентов, изучающих Россию.
Центральной проблемой, занимавшей Ричарда Стайтса на всем протяжении его жизни в науке, была роль культуры в историческом процессе. Даже его первая монография, посвященная женскому движению, написана не вполне в русле традиционной истории политических движений, социальной истории или истории идей. Женское движение описывается Стайтсом прежде всего как поиски новых форм жизни, новой этики. Книга Стайтса об утопических проектах и экспериментах 1920-х гг. – поиски ответа на вопрос о том, в какой мере новые течения в сфере элитарной культуры могут изменить всю культуру общества – культуру в антропологическом понимании. Последующая работа Стайтса о советской массовой культуре, напротив, исследует способность народной культуры к сохранению традиций и творческого потенциала в условиях жесткого давления со стороны государства.
В студенческие годы Стайтс собирался заниматься историей Европы – его магистерская диссертация была посвящена французскому утопическому социализму 1830-х гг., выбор в пользу истории нашей страны был, в известном смысле, продиктован внешними обстоятельствами: он получил место преподавателя в Lycoming college в Пенсильвании при условии, что будет читать здесь историю России. Однако исходный интерес к истории Европы хорошо заметен на протяжении научной карьеры Стайтса – он всегда тяготел к сравнительному методу, постоянно стремился сопоставлять события в России с европейскими процессами. При этом Европа для Стайтса не ограничивалась великими державами этого континента: как и в истории культуры, его привлекали нестандартные, маргинальные для большинства исследователей объекты. Наиболее ярко эти особенности проявились в изданной в 1999 г. под редакцией Ричарда Стайтса и Авиела Рошвальда (Aviel Roshwald) коллективной монографии “European culture and the Great War: the Arts, Entertainment and Propaganda, 1914‑1918”. В этой книге внимание ее авторов было обращено не столько на относительно изученные процессы, протекавшие в таких странах, как Германия, Франция или Великобритания, но прежде всего на Восточную и Центральную Европу. Новаторский подход к теме вполне оправдал себя: книга имела большой резонанс за пределами собственно русистики или славистики. Она в значительной мере перевернула многие бытовавшие до того представления о массовой культуре, искусстве и пропаганде в годы Первой мировой войны.
Многие месяцы своей жизни Ричард Стайтс провел в Финляндии. Здесь он преподавал в 1995 г. в Университете Хельсинки как Fulbright Professor, сюда он многократно приезжал для работы в библиотеке этого университета с уникальной коллекцией литературы на русском языке. Смерть застала его в Хельсинки, когда он работал над очередной, так и не завершенной монографией. В ней Стайтс хотел проследить взаимосвязи, сопоставить между собою революционные и контрреволюционные течениям на южной и восточной окраине Европы после завершения наполеоновских войн – в Греции, Неаполитанском королевстве, в Испании, в Российской империи. В этом замысле, очевидно, особенно ярко проявились характерные черты научного творчества Стайтса – его умение видеть историю России в широком европейском контексте, его интерес к регионам и сюжетам, которые для большинства его коллег всегда оставались периферийными.
Передача в дар историческому факультету НИУ‑ВШЭ в Санкт-Петербурге библиотеки Ричарда Стайтса – знаменательное событие, вносящее ценный вклад в развитие образования и исследований в области гуманитарных и общественных наук. Оно улучшит новую систему подготовки аспирантов-историков в сфере глобальной, сравнительной и транснациональной истории Российской Империи и Советского Союза. Это событие в полной мере созвучно всей научной биографии ученого, всегда стремившегося к преодолению разрыва между американской и отечественной историографией истории России и к изучению этой истории в широкой сравнительной перспективе.