• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны: знать систему источников правового регулирования отношений по осуществлению государственных и муниципальных закупок; основные правила осуществления государственных и муниципальных закупок; основные тенденции развития правоприменительной практики по делам о защите прав участников процедур государственных и муниципальных закупок. Уметь: логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам, применять на практике полученные знания посредством формирования аргументированных правовых позиций по спорным вопросам; давать объективную оценку деятельности судебных и иных правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; участия в дискуссии по проблемным вопросам; консультирования заинтересованных лиц по вопросам правового регулирования государственных и муниципальных закупок.  
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - формирование у студентов системного представления о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • получение студентами знаний о процедурах проведения государственных (муниципальных) закупок;
  • формирование у студентов понимания по вопросам деятельности государственных (муниципальных) заказчиков;
  • получение студентами навыков защиты прав участников процедур, применяемых в сфере государственных (муниципальных) закупок.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает суть, принципы и механизм работы контрактной системы в сфере закупок. Может определить сферу действия контрактной системы и отличить её от других правовых институтов. Правильно определяет правовую природу норм, применяемых при осуществлении государственных закупок.
  • Понимает сущность и назначение планирования, обоснования и нормирования закупок. Знает процедуру осуществления планирования, обоснования и нормирования закупок. Понимает правовое значение планирования, обоснования и нормирования закупок. Знает понятие и способы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
  • Знает и ориентируется в способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Понимает суть требований к участникам закупок. Знает и ориентируется в правилах составления документации о закупке. Знает и понимает общие требования к процедуре подачи и оценки заявок.Даёт правильную оценку правовым последствиям нарушения общих положений осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • Знает, ориентируется и различает конкурентные способы определения победителя закупки. Понимает и ориентируется в правовом регулировании проведения открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Понимает основные требования к содержанию документации о закупке при конкурентных способах определения победителя закупки. Знает и понимает особенности проведения закупок в электронной форме.
  • Понимает сущность и ориентируется в правовом регулировании института осуществления закупки у единственного поставщика. Знает основания и порядок осуществления закупки у единственного поставщика
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.
    Общая характеристика контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Принципы контрактной системы. Сфера применения законодательства о контрактной системе. Основные понятия контрактной системы. Источники правового регулирования контрактной системы. Правовая природа норм, регулирующих закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и соотношение данных норм с отраслями российского права. Процедура закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в динамике гражданского-правового правоотношения.
  • Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
    Понятие и цели планирования закупок. Содержание плана-графика и его правовое значение. Обоснование закупок и нормирование в сфере закупок. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги и способы их определения. Правовые последствия нарушения норм о планировании закупок. Положения норм о планировании в системах гражданского и административного права.
  • Общие положения осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
    Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Преимущества для отдельных категорий участников закупок. Требования к участникам закупок. Порядок подачи заявок. Оценка заявок и критерии этой оценки. Правила описания объекта закупки. Комиссия по осуществлению закупок. Документация о закупке. Обеспечение заявок. Правовые последствия нарушения общих положений осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Конкурентные способы определения победителя закупки.
    Понятие и виды конкурентных способов определения победителя закупки. Понятие и правовое регулирование проведения открытого конкурса. Процедура и результаты проведения открытого конкурса. Особенности проведения двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием. Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме. Понятие и правовое регулирование электронного аукциона. Процедура и результаты проведения электронного аукциона. Содержание документации о закупке при конкурентных способах определения победителя закупки. Понятие и правовое регулирование проведения запроса котировок. Особенности правового регулирования осуществления запроса котировок по отдельным категориям закупок. Процедура и результаты проведения запроса котировок. Особенности проведения запроса котировок в электронной форме. Понятие и правовое регулирование проведения запроса предложений. Процедура и результаты проведения запроса предложений. Особенности проведения запроса предложений в электронной форме. Закрытые способы определения победителя закупки. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двух-этапного конкурса и закрытого аукциона. Результаты проведения закрытых процедур по определению победителя закупки.Применение гражданско-правовых норм в правовом регулировании конкурентных способов определения победителя закупки. Требования антимонопольного законодательства к конкурентным способам определения победителя закупки. Правовые последствия нарушения требований к осуществлению конкурентных способов определения победителя закупки.
  • Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
    Понятие и правовое регулирование осуществления закупки у единственного поставщика. Основания осуществления закупки у единственного поставщика. Процедура проведения закупки у единственного поставщика. Особенности планирования, нормирования и обоснования закупок при осуществлении закупок у единственного поставщика.
  • Государственный (муниципальный) контракт.
    Понятие государственного (муниципального) контракта. Правовая природа государственного (муниципального) контракта. Существенные условия государственного (муниципального) контракта. Содержание прав и обязанностей сторон государственного (муниципального) контракта. Заключение государственного (муниципального) контракта по результатам конкурентных способов определения победителя закупки. Особенности заключения государственного (муниципального) контракта по результатам электронных процедур. Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта. Соотношение государственного (муниципального) контракта с иными договорами, заключаемыми от имени публично-правовых образований. Особенности исполнения государственного (муниципального) контракта. Основания изменения условий государственного (муниципального) контракта. Основания и процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта. Основания оспаривания государственного (муниципального) контракта.
  • Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок.
    Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок. Понятие и осуществление мониторинга в сфере закупок. Основания и цели аудита в сфере закупок. Понятие контроля в сфере закупок. Субъекты контроля. Предмет контроля. Виды контроля. Порядок осуществления контроля. Лица, уполномоченные на осуществление контроля. Основания осуществления контрольных мероприятий. Полномочия лиц, осуществляющих контроль в сфере закупок. Плановые и внеплановые проверки. Особенности осуществления контроля в отношении отдельных категорий лиц. Последствия обнаружения нарушения законодательства о контрактной системе по результатам осуществления контроля. Реестр контрактов, заключённых заказчиком. Правовые последствия нарушений требований законодательства к осуществлению контроля в сфере закупок. Пределы контроля в сфере закупок. Законная сила решений, принятых по результатам контроля в сфере закупок.
  • Обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, обеспечивающих проведение закупки.
    Действия (бездействия) заказчика и иных лиц, являющиеся предметом обжалования. Субъекты обжалования. Участники процесса обжалования. Субъективная заинтересованность при оспаривании действий (бездействия) заказчика и иных лиц. Пределы обжалования. Компетенция комиссии по контролю в сфере закупок. Стадии процесса обжалования. Средства защиты участников процесса обжалования. Права и обязанности участников процедуры рассмотрения жалоб. Состязательное и следственное начало в процедуре рассмотрения жалоб. Доказательства и доказывание в процедуре рассмотрения жалоб. Распределение бремени доказывания в процедуре рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика. Виды и правовая природа актов, принимаемых комиссией по контролю в сфере закупок. Процедура принятия и рассмотрения жалобы по существу. Соотношение частных и публичных интересов при рассмотрении жалоб. Соотношение контроля в сфере закупок и процедуры рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика. Предписание контрольного органа в сфере закупок. Законная сила актов, принимаемых контрольным органов в сфере закупок. Судебный порядок обжалования результатов рассмотрения жалобы. Пределы судебного контроля законности актов, принимаемых контрольным органом в сфере закупок. Распределение бремени доказывания в судебном порядке оспаривания результатов рассмотрения жалобы. Оспаривание результатов закупки в судебном порядке. Пределы судебного контроля при оспаривании результатов закупки.
  • Ответственность за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
    Понятие и принципы ответственности за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Виды ответственности. Субъекты ответственности. Порядок и основание привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о закупках. Понятие реестра недобросовестных поставщиков. Основания и процедура внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Исключение сведений из реестра недобросовестных поставщиков. Правовая природа ответственности в виде внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Последствия внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Соотношение административной ответственности и ответственности в виде внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
    Контрольная работа выполняется в письменной форме посредством решения теоретико-практической задачи. Контрольная работа №1 проводится по итогам изучения тем 1-4. Контрольная работа №2 – по итогам изучения тем 5-8. Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. При выполнении контрольной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения контрольных работ состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические знания для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно описывать и аргументированно разрешать правовые коллизии (в случае наличия объективной возможности из разрешить). Задача, предлагаемая студентам на контрольную работу, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники (например, представитель участника закупки, заказчик, член комиссии контрольного органа, судьи, рассматривающие спор, и т.д.) высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом, данные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь иные недостатки. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Требования, предъявляемые при решении задачи. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым для решения задачи условием является наиболее полная и аргументированная оценка фабулы и точек зрения участников казуса. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых доводов «за» и «против» высказанной позиции. Оценка не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точки зрения участникам казуса. Также важным при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). При этом, правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (например, исторические споры о фундаментальных категориях теории государства и права). Оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это. Однако студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса. Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут
  • неблокирующий контрольная работа 2
    Контрольная работа выполняется в письменной форме посредством решения теоретико-практической задачи. Контрольная работа №1 проводится по итогам изучения тем 1-4. Контрольная работа №2 – по итогам изучения тем 5-8. Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. При выполнении контрольной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий). Цель проведения контрольных работ состоит в проверке навыка студентов применять полученные знания, умения грамотно и уместно использовать теоретические знания для решения практических проблем, а также способности обнаруживать, юридически грамотно описывать и аргументированно разрешать правовые коллизии (в случае наличия объективной возможности из разрешить). Задача, предлагаемая студентам на контрольную работу, представляет собой практический казус, в первой части которого описываются фактические обстоятельства (фабула). Во второй части казуса его участники (например, представитель участника закупки, заказчик, член комиссии контрольного органа, судьи, рассматривающие спор, и т.д.) высказывают свои точки зрения (правовые позиции) в отношении спорных обстоятельств. Правовая позиция каждого из участников казуса имеет значение для решения задачи. При этом, данные правовые позиции могут быть неполными, спорными и иметь иные недостатки. Однако это не исключает их важность для решения казуса. Содержание задачи определяется преподавателем на основе изученного объёма дисциплины, а также дисциплин, знания по которым является обязательными для изучения настоящей дисциплины. Требования, предъявляемые при решении задачи. Задача может не иметь однозначно правильного итогового решения. Ключевым для решения задачи условием является наиболее полная и аргументированная оценка фабулы и точек зрения участников казуса. Под оценкой точки зрения участника понимается высказывание развёрнутых доводов «за» и «против» высказанной позиции. Оценка не может сводится лишь к пересказу и/или воспроизведению точки зрения участникам казуса. Также важным при решении задачи является обнаружение и грамотное формулирование правовых проблем (коллизий). Правовые проблемы (коллизии) имеют теоретический фундамент с практическим проявлением на примере изложенных фактов (фабулы). Решение задачи подразумевает формулирование правовых коллизий через оценку точек зрения участников казуса. Итогом решения задачи должно стать ясное и аргументированное (в том числе с использованием теоретических подходов) описание выявленных правовых проблем (коллизий). При этом, правовая проблема не может быть сугубо практической, без какого-либо теоретического содержания. Также коллизия не может представлять собой исключительно теоретическую конструкцию, не имеющую практического проявления (например, исторические споры о фундаментальных категориях теории государства и права). Оценка позиций участников спора, рассуждения самого студента и их результаты должны быть зафиксированы студентом в ходе решения задачи. В случае, если студент полагает, что по какой-либо коллизии возможно однозначное решение, то он вправе указать это. Однако студент в любом случае должен дать аргументированную оценку всем позициям участников казуса.
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. На экзамене студенту предлагается дать развернутое решение двух задач согласно требованиям и описанию, указанным в п. 3.2 настоящей программы учебной дисциплины. Продолжительность выполнения экзаменационной работы – 90 минут. При выполнении экзаменационной работы разрешается пользоваться любыми источниками информации (т.е. нормативно-правовыми актами, судебной практикой, материалами лекционных и семинарских занятий).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * контрольная работа 1 + 0.2 * контрольная работа 2 + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кошелюк Б.Е., Кирпичев А.Е., Курц Н.А., Кондратьев В.А. - О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Научно-практический комментарий - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-28788-8 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/41416
  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-28417-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/40625
  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 2. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-21760-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34095

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Сергеева А.П. - Гражданское право. Том 3. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-20612-4 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31301