• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Конституционные принципы в правовой системе и их применение"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Задачей изучения дисциплины является формирование демократического правосознания и конституционного правопонимания. В результате освоения дисциплины студент должен получить навыки практической реализации теоретических конструкций конституционного права в работе адвоката: конституционно-правовой анализ правовых позиций дела и выработка собственных правовых позиций по делу, с использованием методологии конституционного регулирования, а также навыки выступлений в судебных заседаниях и ведения научных дискуссий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование комплексного междисциплинарного подхода к постановке и изучению проблем конституционализма и конституционного права с привлечением современных научных представлений философии, теории права, социологии, конфликтологии и математики;
  • освоение рациональной методологии моделирования конституционных объектов и процедур;
  • формирование конституционного правопонимания и правосознания на основе современных доктринальных воззрений о конституционализме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает происхождение права, знает и может оперировать, при анализе правового материала, основными типами научных методологий. Знает правовую модель регулирования общественных отношений. Знает гуманистические смыслы права.
  • Знает основные категории и термины теории права и государства в разрезе их конституционного смысла. Знает происхождение конституционализма и конституционных принципов. Может обосновать правое содержание дихотомии конституционного и законодательного режимов. Может объяснить позитивацию права, как переход от правовой реальности к реальности права
  • Знает и понимает особенности конституционных принципов, как правовых принципов, их отличие от норм. Знает отличие конституционного регулирования от нормативного регулирования. Понимает рациональное содержание конституционной модели как системы фундаментальных конституционных принципов.
  • Знает основные модели органов конституционного нормоконтроля. Понимает правотворческую составляющую деятельности органов конституционной юстиции. Ориентируется в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации и в особых правовых позициях его судей.
  • Ориентируется в современных научных представления об идеях и доктринах конституционализма. Понимает правовое соотношение между конкретной конституцией и конституционализмом. Знает связь между реальными конституционными деформациями и проблемой изменения Конституции Российской Федерации
  • Ориентируется в реализации конституционных принципов в законодательстве Российской Федерации и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Ориентируется в применении конституционных принципов в процедурах принятия решений в органах государственной власти России.
  • Ориентируется в применении конституционных принципов в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционные принципы как правовые регуляторы общественных отношений
    Правовые характеристики конституционных принципов: объективность воздействия на общественные отношения, взаимосвязанность, фикционная основа, гуманистическая контекстуальность. Фундаментальная система конституционных принципов. Механизм правового воздействия конституционных принципов. Право конституции, как естественное право.
  • Вводная. Юридический мир: статика и динамика
    Абстрактные модели объектов и процессов (процедур). Рациональная методология математики. Методология конфликта – насилие или разум. Правовые регуляторы общественных отношений. Право как модель развивающегося мировосприятия . Традиционализм права и восприятие правом общих идей познания. Аксиологическая (ценностная) методология права. Мифологические (библейские) аллюзии конституционных конструкций. Нравственность, справедливость и свобода в праве.
  • Конституционное правопонимание
    Происхождение права - традиционный (догосударственный) правовой режим. Обычное право и язычество. Сохранение жизни человека как высшая социальная ценность традиционного общества. Авраамические религии.. Конституционная культура общества. Общественный (конституционный) правовой режим. Государственный правовой режим. Естественное и позитивное право. Правовая реальность и реальность права. Дихотомия правовых режимов. Позитивация правовых притязаний. Естественное (в узком и в широком смысле) происхождение конституционных принципов. Достоинство человека как высшая конституционная ценность.
  • Элементы теории конституционной юстиции
    Содержание и правовая природа решений органа конституционной юстиции. Правовые позиции органа конституционной юстиции и судебные позиции ординарных судов. Правотворческая составляющая деятельности органа конституционного нормоконтроля - нахождение баланса коллидирующих конституционных принципов. Особые мнения и мнения судей Конституционного Суда Российской Федерации. Судебная составляющая деятельности органа конституционного нормоконтроля.
  • Основы конституционного строя как система фундаментальных конституционных принципов
    Понятие конституционализма. Конституционализм и конституция. Свобода и демократия. Доктрина прав и свобод человека. Доктрина народовластия. Доктрина правового государства. Доктрина судебной власти. Республиканская доктрина. Доктрина социального государства. Конституционно-экономическая доктрина. Доктрина светского государства .Конституционные деформации. Проблема изменения Конституции Российской Федерации.
  • Конституционные принципы осуществления государственной власти
    Принцип единства государственной власти. Принцип разделения государственной власти. Принцип федерализма. Принцип народного представительства. Принцип сменяемости власти. Принцип плюрализма. Принцип равенства перед законом. Принципы судебной власти.
  • Процедуры конституционного правоприменения.
    Избирательный процесс. Законодательный процесс. Судебный процесс. Содержание процедуры принятия решений в органах конституционной юстиции.
  • Конституционные (инструментальные) принципы конституционной юстиции.
    Принцип справедливости. Принцип равенства. Принцип соразмерности (пропорциональности). Принцип добросовестности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная проверочная работа
    Контрольные проверочные работы выполняются в письменном виде Целью написания контрольной проверочной работы является проверка знаний и навыков студентов по грамотному, логичному и аргументированному изложению своей позиции. 1) При написании письменной работы по темам 1- 4 (теоретический вопрос) на семинарском занятии (40 мин) не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими источниками информации, в том числе, электронными. 2) Контрольная проверочная работа, содержащая отчет по проведенной на семинарском занятии дискуссии, приглашенных ученых-правоведов по актуальным проблемам конституционализма и конституционного права, выполняется в рамках самостоятельной работы студентов (до 10 тыс. знаков) и представляется преподавателю на следующем после проведенной дискуссии семинарском занятии. Отчеты, выполненные при отсутствии студента на семинарском занятии, на котором была проведена дискуссия, не принимаются. Требования к отчету о дискуссии. В отчете должны быть отражены фамилии, имена и отчества, ученые степени правоведов, участвующих в дискуссии. Содержанием отчета является представление правовых позиций диспутантов и высказанных аргументов в их защиту. Качество отчета о дискуссии определяется точностью и грамотностью передачи правовых воззрений ученых, а также аргументацией собственной правовой позиции студента по заявленной теме дискуссии. Требования к оформлению. Текст отчета о дискуссии, постраничные сноски, должны соответствовать требованиям, стандартным для современных журнальных публикаций. Отчет о дискуссии представляется в электронном виде в формате Microsoft Word. Объем - до 10 тыс. печатных знаков. При наборе текста необходимо исполь¬зовать шрифт «Times New Roman». Размер шрифта для основного текста статей — 14, сносок — 11; нумерация сносок сплошная, постраничная. 3) Контрольная проверочная работа по теме 8 (задача) выполняется на семинарском занятии (40 мин). При написании данной письменной работы не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими источниками информации, в том числе, электронными.
  • неблокирующий Творческое задание
    Преподаватель предлагает студенту научную публикацию (журнальную статью), связанную с рассмотренной на аудиторных занятиях тематикой для выполнения реферата с последующей его презентацией. Целью написания и защиты реферата научной публикации является проверка умения использовать научную литературу для формирования и развития образовательного уровня по тематике дисциплины, а также навыков создания самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ – структурно обусловленных текстов без некорректных заимствований. Раздача статей из современной научной периодики осуществляется за две недели до предполагаемой даты проведения презентаций. За пять дней до этой даты студенты должны сдать готовые рефераты. Преподаватель, осуществляющий проверку рефератов, проводит их показ во время презентаций. Требования к полноте реферата. В письменной работе - реферате предложенной студенту научной публикации должна быть отражены: общая содержательная концепция статьи, постановка рассмотренной в ней проблемы, правовая природа ее возникновения и авторская методология ее разрешения. Следует выявить нормативные и доктринальные источники, на которых строит свое рассуждение автор. Требования к качеству реферата состоит в том, чтобы не пересказывать содержание предложенной работы, а своими, не заимственными из предложенного текста словами обозначить, как решаемую в публикации проблему, так и концепцию автора по ее постановке и разрешению. Возможны критические оценки выводов или рассуждений автора, а также требуется собственная правовая позиция студента по рассматриваемым в публикации проблемам. Требования к оформлению. Текст реферата, постраничные сноски, библиографический перечень привлеченных нормативных и литературных источников должны соответствовать требованиям, стандартным для современных журнальных публикаций. Реферат представляется в электронном виде в формате Microsoft Word. Объем - до 10 тыс. печатных знаков. При наборе текста необходимо исполь¬зовать шрифт «Times New Roman». Размер шрифта для основного текста статей — 14, сносок — 11; нумерация сносок сплошная, постраничная. При презентации реферата научной публикации предполагается краткое выступление студента (не более 10 минут) по представлению концепции автора и собственной позиции студента по отношению к ней. После выступления другие студенты и преподаватель задают выступающему вопросы, направленные на уточнение понимания или дискредитацию его позиции.
  • неблокирующий Экзамен
    Целью проведения экзамена является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы. Вопросы к экзамену формулируются в рамках содержания тем, представленных в рабочей программе. Проведение экзамена включает в себя письменное выполнение каждым студентом двух заданий: теоретического вопроса и задачи. Время, предоставляемое для выполнения заданий, составляет 80 минут. При подготовке письменного ответа не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативными правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами. При нарушении студентом этого правила, он удаляется с экзамена и ему выставляется 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Контрольная проверочная работа + 0.2 * Творческое задание + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев С.С. - Государство и право. Учебное пособие - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16283-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28448
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - Конституционное право России. 5-е издание. Учебник - Проспект - 2014 - ISBN: 978-5-392-13436-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/23053
  • Мартышин О.В. - Философия права. Учебник для магистров - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-24219-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/34663

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алебастрова И.А. - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19255-7 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30155
  • Эбзеев Б.С. - Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-16914-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/19054