Паспорт образовательной программы
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Нет
2 года
Очная форма обучения
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2024/2025 учебный год
Языковые технологии в бизнесе
КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и инструментов на основе теории и практики цифровой педагогики
КОР-3 Эффективно работает в команде, применяя навыки эффективной коммуникации и современные методы организации работы в команде
КОР-4 Формулирует цели, задачи и основные этапы проектов в области цифровых гуманитарных наук проектов в цифровом образовании
КОР-5 Разрабатывает программные улучшения для различных образовательных программ
ПК-2 Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики
ПК-3 Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски
ПК-4 Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры
ПК-5 Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка
ПК-6 Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия
ПК-7 Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях
ПК-8 Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения
ПК-9 Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях
ПК-10 Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов
ПК-11 Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-12 Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
ПК-13 Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности
Адаптационные дисциплины преподаются в начале обучения и предназначены для выравнивания знаний студентов, поступивших после разных бакалаврских программ. Студентам будет предложено изучить «Введение в лингвистику» и/ или «Основы информационных технологий».
Цикл дисциплин направлениясодержит обязательные в соответствии с образовательным стандартом дисциплины, дающие базовые основы лингвистических знаний: «Функциональные модели в естественном языке» и «Формальное представление естественного языка».
В базовую и вариативную части цикла дисциплин программы включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора трека. Они преподаются на первом курсе и формируют знания и навыки студентов с учетом индивидуальных интересов и образовательного бэкграунда. Курсы, с одной стороны, дают базовые навыки, а с другой, — служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента.
- Введение в прикладную лингвистику
- Основы программирования
- Математические основания исследования естественного языка
- Введение в машинное обучение
- Анализ и визуализация текстовых данных
- Основы баз данных
- Основы информационного поиска
- Глубинное обучение
- Речевые технологии
- Онтологии и семантические сети
- Бизнес-мастерская
В блоке «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт.
В учебном плане запланировано прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которая будет проходить в зависимости от выбранного трека в компании, издательстве, библиотеке, на партнёрских кафедрах, в школах и т. д. Цель практики — получить конкретные навыки, связанные с выбранным треком, и обеспечить рабочие контакты для трудоустройства после окончания учебы.
Проектная деятельность - работа в группах 2-4 человека под руководством преподавателей или представителей бизнеса, которая дает навыки решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать конкретное алгоритмическое решение, онлайн-курс или иная практическая реализация. Проектную работу студентов поддерживает проектный семинар, в рамках которого студенты получают общие знания об организации и ведении проектов: инструменты групповой работы (Trello, Evernote), репозитории программного кода (Github), облачные хранилища данных (Google drive, Amazon cloud).
Научно-исследовательская работа содержит подготовку курсовой работы и выпускной квалификационная работы, которые могут быть как индивидуальным, так и групповым. Итоговая защита ВКР проходит в формате защиты проекта, письменной работы или публикации.
Языковые технологии в образовании
КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и инструментов на основе теории и практики цифровой педагогики
КОР-3 Эффективно работает в команде, применяя навыки эффективной коммуникации и современные методы организации работы в команде
КОР-4 Формулирует цели, задачи и основные этапы проектов в области цифровых гуманитарных наук проектов в цифровом образовании
КОР-5 Разрабатывает программные улучшения для различных образовательных программ
ПК-2 Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики
ПК-3 Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски
ПК-4 Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры
ПК-5 Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка
ПК-6 Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия
ПК-7 Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях
ПК-8 Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения
ПК-9 Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях
ПК-10 Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов
ПК-11 Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-12 Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
ПК-13 Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности
Адаптационные дисциплины преподаются в начале обучения и предназначены для выравнивания знаний студентов, поступивших после разных бакалаврских программ. Студентам будет предложено изучить «Введение в лингвистику» и/ или «Основы информационных технологий».
Цикл дисциплин направлениясодержит обязательные в соответствии с образовательным стандартом дисциплины, дающие базовые основы лингвистических знаний: «Функциональные модели в естественном языке» и «Формальное представление естественного языка».
В базовую и вариативную части цикла дисциплин программы включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора трека. Они преподаются на первом курсе и формируют знания и навыки студентов с учетом индивидуальных интересов и образовательного бэкграунда. Курсы, с одной стороны, дают базовые навыки, а с другой, — служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента.
- Введение в прикладную лингвистику
- Основы программирования
- Математические основания исследования естественного языка
- Введение в машинное обучение
- Анализ и визуализация текстовых данных
- Основы баз данных
- Цифровая лингводидактика
- Дизайн и разработка автоматизированных обучающих систем (АОС)
- АОТ в разработке измерительных инструментов
- Корпусная лингвистика в преподавании
- Культурная аналитика
В блоке «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт.
В учебном плане запланировано прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которая будет проходить в зависимости от выбранного трека в компании, издательстве, библиотеке, на партнёрских кафедрах, в школах и т. д. Цель практики — получить конкретные навыки, связанные с выбранным треком, и обеспечить рабочие контакты для трудоустройства после окончания учебы.
Проектная деятельность - работа в группах 2-4 человека под руководством преподавателей или представителей бизнеса, которая дает навыки решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать конкретное алгоритмическое решение, онлайн-курс или иная практическая реализация. Проектную работу студентов поддерживает проектный семинар, в рамках которого студенты получают общие знания об организации и ведении проектов: инструменты групповой работы (Trello, Evernote), репозитории программного кода (Github), облачные хранилища данных (Google drive, Amazon cloud).
Научно-исследовательская работа содержит подготовку курсовой работы и выпускной квалификационная работы, которые могут быть как индивидуальным, так и групповым. Итоговая защита ВКР проходит в формате защиты проекта, письменной работы или публикации.
2023/2024 учебный год
Языковые технологии в бизнесе
Языковые технологии в образовании
1. Программа построена на интеграции знаний и навыков из двух областей: лингвистики и информатики. На сегодняшний день не хватает специалистов, способных в равной мере понимать, как устроен язык, и как устроено компьютерное представление информации. Программа рассчитана на заполнение этой ниши.
2. Программа является дженералистской, что позволит развить у студентов компетенции, которые могут быть применены в широком спектре сфер, связанных с применением языковых технологий. В данный момент в рамках программы предусмотрены два трека, «Языковые технологии в бизнесе» и «Языковые технологии в образовании». Это позволяет студенту выстроить собственный карьерный путь, исходя из полученных ранее навыков и из своих интересов и ожиданий. Количество и содержание треков может изменяться в ответ на меняющиеся запросы со стороны рынка труда.
3. Программа ориентирована на появляющиеся вакансии в развивающихся сегментах рынка. Существенную часть программы составляет практическая деятельность, как в рамках проектной групповой работы, так и через практику. Эта практическая направленность позволит не просто подготовить выпускника к работе, но и создаст условия для трудоустройства на заключительных этапах обучения. Несколько крупных работодателей уже высказали заинтересованность как в сотрудничестве с программой, так и в трудоустройстве выпускников (Сбербанк, Яндекс, Jetbrains, Центр речевых технологий, Мариинский театр и др.). Таким образом, к преподаванию на программе будут привлекаться специалисты, имеющие опыт работы в реальных проектах и в индустрии.
4. Программа имеет международный компонент. Основным партнером является университет Хельсинки (Финляндия), в котором работает академический руководитель программы. Предполагается тесное взаимодействие с другими образовательными и информационными центрами: Стокгольмский университет, университет Тампере, Техасский университет в Сан Антонио. Международный фокус программы поддерживается и кадровым составом преподавателей: ведущие преподаватели, участвующие в реализации программы, имеют богатый преподавательский и практический опыт работы как в России, так и в зарубежных университетах и компаниях.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника программы, обеспечит его способность решать различные типы профессиональных задач (Проектный; Аналитический; Производственно-практический) в следующих областях профессиональной деятельности:
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии, а именно:
06.001 Разработка программного обеспечения;
06.004 Разработка и тестирование программного обеспечения;
06.013 Создание и управление информационными ресурсами в сети Интернет;
06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ);
06.019 Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (ИТ));
Объем программы: 120 з.е., 2 года. Учебный план образовательной программы соответствует стандарту НИУ ВШЭ по направлению 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» . В первый год обучения студенты приобретают базовые навыки и посещают общие дисциплины, во второй год получают углублённые знания в рамках выбранного трека, что подразумевает изучение дисциплин и практический компонент, который следует принципу learning by doing и реализуется в виде в виде проектов, проектно-исследовательского семинара и практики, нацеленных на приобретение студентами опыта работы в конкретных сферах индустрии.
На уровне дисциплин по выбору формируются два образовательных трека: «Языковые технологии в бизнесе» и «Языковые технологии в образовании». Задача программы — представить студенту широкий набор дисциплин для получения углублённых знаний и навыков в рамках выбранного трека.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании»