• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.04.03 Fundamental and Applied Linguistics

Approved by
Протокол заседания ученого совета НИУ ВШЭ №15 от 30.10.2020
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств № 8.3.2.5-07/7 от 25.11.2021
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Language Technology in Business

Type: Applied
Track Supervisor: Kolmogorova, Anastasia
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
КОР-1 Применяет навыки коммуникативного взаимодействия на русском и английском языке для успешного взаимодействия в командах коммерческой разработки и международных научных группах в области цифровых гуманитарных наук, цифровых музеев и цифровой педагогики
КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и инструментов на основе теории и практики цифровой педагогики
КОР-3 Эффективно работает в команде, применяя навыки эффективной коммуникации и современные методы организации работы в команде
КОР-4 Формулирует цели, задачи и основные этапы проектов в области цифровых гуманитарных наук проектов в цифровом образовании
КОР-5 Разрабатывает программные улучшения для различных образовательных программ
Description of the professional field:
ПК-1 Способен произвести углубленный анализ проблем, постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах
ПК-2 Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики
ПК-3 Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски
ПК-4 Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры
ПК-5 Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка
ПК-6 Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия
ПК-7 Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях
ПК-8 Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения
ПК-9 Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях
ПК-10 Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов
ПК-11 Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-12 Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
ПК-13 Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности
Description of educational modules:

Адаптационные дисциплины преподаются в начале обучения и предназначены для выравнивания знаний студентов, поступивших после разных бакалаврских программ. Студентам будет предложено изучить «Введение в лингвистику» и/ или «Основы информационных технологий».

Цикл дисциплин направлениясодержит обязательные в соответствии с образовательным стандартом дисциплины, дающие базовые основы лингвистических знаний: «Функциональные модели в естественном языке» и «Формальное представление естественного языка».

В базовую и вариативную части цикла дисциплин программы включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора трека. Они преподаются на первом курсе и формируют знания и навыки студентов с учетом индивидуальных интересов и образовательного бэкграунда. Курсы, с одной стороны, дают базовые навыки, а с другой, — служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента. 

  • Введение в прикладную лингвистику
  • Основы программирования
  • Математические основания исследования естественного языка
  • Введение в машинное обучение
  • Анализ и визуализация текстовых данных
  • Основы баз данных
Дисциплины, предлагаемые на бизнес-треке, будут связаны с освоением современных технологий обработки языка. Студенты трека смогут освоить следующие навыки: анализ больших данных, онтологии и семантические сети, анализ контента и topic modeling, технологии машинного обучения в лингвистике, информационно-поисковые и библиотечные системы, речевые технологии. Курсы будут читаться не только академическими преподавателями, но и представителями бизнеса, заинтересованными в подготовке специалистов для реального рынка. Курсы трека включают следующие дисциплины:
  • Основы информационного поиска
  • Глубинное обучение
  • Речевые технологии
  • Онтологии и семантические сети
  • Бизнес-мастерская

В блоке «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт. 

В учебном плане запланировано прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которая будет проходить в зависимости от выбранного трека в компании, издательстве, библиотеке, на партнёрских кафедрах, в школах и т. д. Цель практики — получить конкретные навыки, связанные с выбранным треком, и обеспечить рабочие контакты для трудоустройства после окончания учебы.

Проектная деятельность - работа в группах 2-4 человека под руководством преподавателей или представителей бизнеса, которая дает навыки решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать конкретное алгоритмическое решение, онлайн-курс или иная практическая реализация. Проектную работу студентов поддерживает проектный семинар, в рамках которого студенты получают общие знания об организации и ведении проектов: инструменты групповой работы (Trello, Evernote), репозитории программного кода (Github), облачные хранилища данных (Google drive, Amazon cloud).

Научно-исследовательская работа содержит подготовку курсовой работы и выпускной квалификационная работы, которые могут быть как индивидуальным, так и групповым. Итоговая защита ВКР проходит в формате защиты проекта, письменной работы или публикации.

Language Technology in Education

Type: Applied
Track Supervisor: Kolmogorova, Anastasia
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Key learning outcomes:
КОР-1 Применяет навыки коммуникативного взаимодействия на русском и английском языке для успешного взаимодействия в командах коммерческой разработки и международных научных группах в области цифровых гуманитарных наук, цифровых музеев и цифровой педагогики
КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и инструментов на основе теории и практики цифровой педагогики
КОР-3 Эффективно работает в команде, применяя навыки эффективной коммуникации и современные методы организации работы в команде
КОР-4 Формулирует цели, задачи и основные этапы проектов в области цифровых гуманитарных наук проектов в цифровом образовании
КОР-5 Разрабатывает программные улучшения для различных образовательных программ
Description of the professional field:
ПК-1 Способен произвести углубленный анализ проблем, постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах
ПК-2 Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики
ПК-3 Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски
ПК-4 Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры
ПК-5 Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка
ПК-6 Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия
ПК-7 Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях
ПК-8 Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения
ПК-9 Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях
ПК-10 Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов
ПК-11 Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-12 Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
ПК-13 Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности
Description of educational modules:

Адаптационные дисциплины преподаются в начале обучения и предназначены для выравнивания знаний студентов, поступивших после разных бакалаврских программ. Студентам будет предложено изучить «Введение в лингвистику» и/ или «Основы информационных технологий».

Цикл дисциплин направлениясодержит обязательные в соответствии с образовательным стандартом дисциплины, дающие базовые основы лингвистических знаний: «Функциональные модели в естественном языке» и «Формальное представление естественного языка».

В базовую и вариативную части цикла дисциплин программы включены общие курсы, которые требуются студентам независимо от дальнейшего выбора трека. Они преподаются на первом курсе и формируют знания и навыки студентов с учетом индивидуальных интересов и образовательного бэкграунда. Курсы, с одной стороны, дают базовые навыки, а с другой, — служат первой ступенью для формирования индивидуальной траектории обучения студента. 

  • Введение в прикладную лингвистику
  • Основы программирования
  • Математические основания исследования естественного языка
  • Введение в машинное обучение
  • Анализ и визуализация текстовых данных
  • Основы баз данных
Курсы трека «Языковые технологии в образовании» дают знания методики преподавания языка в онлайн-среде, развивают практические навыки создания массовых онлайн-курсов и курсов по изучению языка с помощью компьютера, готовят студентов к применению новых компьютерных и медиа-технологий в цифровом образовательном пространстве. Курсы будут читаться преподавателями-практиками и специалистами по созданию языковых образовательных ресурсов.  Курсы трека включают следующие дисциплины:
  • Цифровая лингводидактика
  • Дизайн и разработка автоматизированных обучающих систем (АОС)
  • АОТ в разработке измерительных инструментов
  • Корпусная лингвистика в преподавании
  • Культурная аналитика

В блоке «Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа» студентам предоставляется возможность применить на практике полученные навыки и знания и приобрести реальный опыт. 

В учебном плане запланировано прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, которая будет проходить в зависимости от выбранного трека в компании, издательстве, библиотеке, на партнёрских кафедрах, в школах и т. д. Цель практики — получить конкретные навыки, связанные с выбранным треком, и обеспечить рабочие контакты для трудоустройства после окончания учебы.

Проектная деятельность - работа в группах 2-4 человека под руководством преподавателей или представителей бизнеса, которая дает навыки решения реальной прикладной задачи. Результатом проекта может стать конкретное алгоритмическое решение, онлайн-курс или иная практическая реализация. Проектную работу студентов поддерживает проектный семинар, в рамках которого студенты получают общие знания об организации и ведении проектов: инструменты групповой работы (Trello, Evernote), репозитории программного кода (Github), облачные хранилища данных (Google drive, Amazon cloud).

Научно-исследовательская работа содержит подготовку курсовой работы и выпускной квалификационная работы, которые могут быть как индивидуальным, так и групповым. Итоговая защита ВКР проходит в формате защиты проекта, письменной работы или публикации.

2023/2024 Academic year

Language Technology in Business

Type: Applied
Track Supervisor: Kolmogorova, Anastasia
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools

Language Technology in Education

Type: Applied
Track Supervisor: Kolmogorova, Anastasia
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Competitive Advantages

1. Программа построена на интеграции знаний и навыков из двух областей: лингвистики и информатики. На сегодняшний день не хватает специалистов, способных в равной мере понимать, как устроен язык, и как устроено компьютерное представление информации. Программа рассчитана на заполнение этой ниши.

2. Программа является дженералистской, что позволит развить у студентов компетенции, которые могут быть применены в широком спектре сфер, связанных с применением языковых технологий. В данный момент в рамках программы предусмотрены два трека, «Языковые технологии в бизнесе» и «Языковые технологии в образовании». Это позволяет студенту выстроить собственный карьерный путь, исходя из полученных ранее навыков и из своих интересов и ожиданий. Количество и содержание треков может изменяться в ответ на меняющиеся запросы со стороны рынка труда.

3. Программа ориентирована на появляющиеся вакансии в развивающихся сегментах рынка. Существенную часть программы составляет практическая деятельность, как в рамках проектной групповой работы, так и через практику. Эта практическая направленность позволит не просто подготовить выпускника к работе, но и создаст условия для трудоустройства на заключительных этапах обучения. Несколько крупных работодателей уже высказали заинтересованность как в сотрудничестве с программой, так и в трудоустройстве выпускников (Сбербанк, Яндекс, Jetbrains, Центр речевых технологий, Мариинский театр и др.). Таким образом, к преподаванию на программе будут привлекаться специалисты, имеющие опыт работы в реальных проектах и в индустрии.

4. Программа имеет международный компонент. Основным партнером является университет Хельсинки (Финляндия), в котором работает академический руководитель программы. Предполагается тесное взаимодействие с другими образовательными и информационными центрами: Стокгольмский университет, университет Тампере, Техасский университет в Сан Антонио. Международный фокус программы поддерживается и кадровым составом преподавателей: ведущие преподаватели, участвующие в реализации программы, имеют богатый преподавательский и практический опыт работы как в России, так и в зарубежных университетах и компаниях.

 

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника программы, обеспечит его способность решать различные типы профессиональных задач (Проектный; Аналитический; Производственно-практический) в следующих областях профессиональной деятельности:

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии, а именно:
06.001 Разработка программного обеспечения;
06.004 Разработка и тестирование программного обеспечения;
06.013 Создание и управление информационными ресурсами в сети Интернет;
06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ);
06.019 Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (ИТ));

Programme Modules

Объем программы: 120 з.е., 2 года. Учебный план образовательной программы соответствует стандарту НИУ ВШЭ по направлению 45.04.03 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» . В первый год обучения студенты приобретают базовые навыки и посещают общие дисциплины, во второй год получают углублённые знания в рамках выбранного трека, что подразумевает изучение дисциплин и практический компонент, который следует принципу learning by doing и реализуется в виде в виде проектов, проектно-исследовательского семинара и практики, нацеленных на приобретение студентами опыта работы в конкретных сферах индустрии.  

На уровне дисциплин по выбору формируются два образовательных трека: «Языковые технологии в бизнесе» и «Языковые технологии в образовании». Задача программы — представить студенту широкий набор дисциплин для получения углублённых знаний и навыков в рамках выбранного трека.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Language Technology in Business and Education'

Go to Programme Contents and Structure