Научно-исследовательский семинар
Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
- Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
- Формирование у магистрантов целостного представления о процессах научного мышления, о современных взглядах на научное знание и научное исследование;
- Развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа предметного поля, отражающего научно-исследовательский и практический интерес магистранта; в том числе, применения методов качественного и количественного анализа в зависимости от специфики объекта и предмета исследования;
- Развитие навыков групповой работы через включение магистрантов в совместные исследовательские задания и проекты, позволяющие познакомиться с особенностями исследовательской деятельности в рамках научного коллектива;
- Развитие навыков индивидуальной научной работы, в том числе, публичного представления результатов исследовательского труда.
- Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
- Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
- Выработка у студентов навыков работы с научной литературой, статистическими базами, написания исследовательских работ и презентации их результатов .
Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы студенты смогли детально освоить технологию и «кухню» научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательский семинар является базовой формой научно-исследовательской работы магистрантов и ставит своей главной целью освоение всех этапов научно-исследовательской работы, результатом чего становится написание и успешная защита магистерской диссертации. Формы работы семинара включают рассмотрение и обсуждение тематики курсовых работ студентов 1-го курса и магистерских диссертаций студентов 2-го курса, а также проведение предзащит курсовых и магистерских диссертаций.
Семинар выполняет как научно-учебную, так и методическую функции: на нем могут выступать с докладами и презентациями научных исследований преподаватели и приглашенные эксперты, а затем и сами студенты, по мере того, как они начнут проводить собственные исследования. Самостоятельные работы студентов будут обсуждаться, начиная с предварительного этапа, на стадии выбора темы и формирования гипотез исследований. Важна и обучающая функция семинара – студенты научатся правильно оформлять свои работы, презентации, делать доклады, вести научную дискуссию, оппонировать другим работам. На втором году обучения презентация исследований студентов на семинаре станет фактически формой предзащиты магистерской диссертации.
Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-2 модулей второго года обучения. На протяжении этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов.
При проведении научно-исследовательского семинара используются активные, интерактивные, проблемно-поисковые и репродуктивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Аудиторные занятия и самостоятельная работа организуются преимущественно в формате коллективной исследовательской и проектной работы с акцентом на взаимное обучение магистрантов под руководством преподавателей.
Общая схема организации НИС представлена в Таблице. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако, приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.
Циклы подготовки магистерской диссертации и форм НИС
I год обучения |
Модули | |||
I-II |
III |
IV | ||
Подготовка магистерской диссертации |
Выбор темы и построение общего плана курсовой работы, написание программы исследования, расширение и закрепление навыков в области чтения научной литературы, работы с источниками, академического письма |
Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы |
Подготовка обзора научной и аналитической литературы |
Подготовка и обсуждение курсовой работы |
| ||||
Формы НИС |
Занятия по методологии финансово-аналитических исследований; профориентационные лекции преподавателей кафедры и представителей предприятий, занятия по академическому письму |
Занятия, мастер-классы приглашенных экспертов |
Занятия по написанию академических работ |
Дискуссионная панель |
II год обучения |
Модули | |||
I |
II |
III | ||
Подготовка магистерской диссертации |
Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации |
Разработка и обсуждение синопсиса магистерского исследования |
| |
| ||||
Формы НИС |
Профориентационнные лекции и мастер-классы приглашенных практиков, кейсы |
Презентации студентов, дискуссионная панель |
|