Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
18
Август

Когнитивная психология

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Мозг человека выполняет невероятно сложные вычисления. Он помогает извлекать смысл из поступающей от органов чувств информации, запоминать различные события, осваивать новые понятия, принимать важные решения и находить выход из сложных ситуаций. Все эти темы изучает когнитивная психология — наука о процессах обработки информации человеком. На занятиях будут рассматриваться наиболее известные исследования и теории восприятия, внимания, памяти, научения, мышления и сознания. Особое внимание уделяется темам, которые находят свое применение при решении прикладных задач в образовании, маркетинге и при разработке пользовательских интерфейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о ключевых понятиях, теориях и результатах эмпирических исследований в когнитивной психологии.
  • Развитие навыков критического анализа исследований, посвященных изучению познавательных способностей человека.
  • Формирование представлений об основных областях применения достижений когнитивной психологии в исследовании и разработке продуктов для человеко-компьютерного взаимодействия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализируют подходы к описанию мышления (Д. Канеман vs. Г. Гигеренцер).
  • Выявляют и анализируют процессы научения в задачах, связанных с взаимодействием человек-компьютер.
  • Могут назвать основные допущения, методы и ограничения когнитивного подхода.
  • Могут объяснить различия между прикладными и фундаментальными исследованиями в когнитивной психологии.
  • Описывают ключевые различия между конструктивистским и экологическим подходами к зрительному восприятию
  • Описывают типичные ошибки мышления при решении логических задач, оценке вероятностей и при управлении динамическими комплексными системами.
  • Описывают факторы, влияющие на сохранение или потерю информации в системах сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.
  • Применяют принципы работы внимания для управления поведением пользователя.
  • Применяют принципы работы памяти для решения прикладных задач.
  • Формулируют определение и разрабатывают критерии для оценки сознательного статуса искусственной интеллектуальной системы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную психологию и исторический обзор
  • Фундаментальная и прикладная когнитивная психология
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание
  • Память. Виды и модели памяти
  • Искажения в памяти и забывание
  • Научение и перенос знаний. Экспертные знания
  • Мышление. Решение творческих задач
  • Принятие решений и умозаключения
  • Сознание. Метакогнитивные процессы. Искусственный интеллект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Тест состоит из 30-40 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые оцениваются одинаково. На его выполнение отводится не более 60 минут. Во время теста студенты могут пользоваться рукописными или печатными заметками, но они НЕ могут общаться друг с другом.
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Индивидуальный проект
    Практический кейс по разработке концепта приложения, в котором реализуются принципы, основанные на результатах исследований в области когнитивной психологии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Итоговая оценка = Экзаменационный тест * 0,3 + Индивидуальный проект * 0,4 + Работа на семинарах * 0,3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benson, J. (2016). Metacognition: Theory, Performance and Current Research. Nova Science Publishers, Inc.
  • Cognitive pragmatics : mindreading, inferences, consciousness, Mazzone, M., 2018
  • Consciousness and the brain : deciphering how the brain codes our thoughts, Dehaene, S., 2014
  • Eysenck, M. W., & Keane, M. T. (2015). Cognitive Psychology : A Student’s Handbook (Vol. Seventh edition). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955932
  • Fawcett, J. M., Risko, E. F., & Kingstone, A. (2015). The Handbook of Attention. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107067
  • Long-memory processes : probabilistic properties and statistical methods, Beran, J., 2013
  • Mansoor, S., & Mansoor, T. (2018). Correlation of Personality and Learning Styles of Students with Their Academic Performance. Pakistan Armed Forces Medical Journal, 68(4), 963–968. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=131910577
  • Neuroeconomics : decision making and the brain, , 2014
  • Rethinking consciousness : a scientific theory of subjective experience, Graziano, M. S. A., 2019
  • Shackel, P. A., Roby, J. R., & Starzmann, M. T. (2016). Excavating Memory : Sites of Remembering and Forgetting. Gainesville: University Press of Florida. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1002991
  • The psychology of learning and motivation : advances in research and theory, , 2004
  • The social psychology of experience : studies in remebering and forgetting, Middleton, D., 2005
  • Thinking and reasoning : an introduction to the psychology of reason, judgment and decision making, Manktelow, K., 2012
  • van de Lint, R., & Bosman, M. (2019). 69 Mnemonics versus Cramming. Learning Can Be Effective, Efficient and Fun. A Systematic Review Studying Memorization Techniques in Education. CNS Spectrums ; Volume 24, Issue 1, Page 212-212 ; ISSN 1092-8529 2165-6509. https://doi.org/10.1017/s1092852919000543
  • Барабанщиков, В. А.  Общая психология: психология восприятия : учебник для вузов / В. А. Барабанщиков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07433-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564584 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 783 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18366-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568899 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06615-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452635 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Величковский, Б. М.  Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452925 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Елисеев, О. П.  Гештальт-психология личности : учебник для вузов / О. П. Елисеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06540-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563736 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Зрительные иллюзии : учебное пособие / С. Н. Гришин, С. И. Ионенко, Р. В. Даутова, О. Г. Морозов. — Казань : КФУ, 2015. — 160 с. — ISBN 978-5-00019-366-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72804 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Когнитивная психология : феномены и проблемы, Адамян, Н. А., 2016
  • Общая психология: В 7 т.. Т.4: Внимание, , 2006
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
  • Память и воспоминания, Зинченко, В. П., 2021
  • Психология сознания : методические указания / составители А. В. Быкова [и др.] , под редакцией О. И. Сердюковой. — Самара : СГСПУ, 2015. — 64 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/201008 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сухих, А. В. Психология познавательных процессов: память и внимание, восприятие и мышление : учебное пособие / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова. — Кемерово : КемГУ, 2010. — 221 с. — ISBN 978-5-8353-1010-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Холодная, М. А.  Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455236 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Шадриков, В. Д. Неокогнитивная психология : монография / В. Д. Шадриков. - Москва : Университетская книга, 2020. - 368 с. - ISBN 978-5-98699-224-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1212465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Levitin, D. J. (2002). Foundations of Cognitive Psychology : Core Readings. Cambridge, Mass: A Bradford Book. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=78136

Авторы

  • Волков Денис Николаевич
  • Ильина Мария Ивановна
  • Тихонов Роман Вадимович