• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

01.04.02 Прикладная математика и информатика

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета НИУ ВШЭ №15 от 30.10.2020
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук от 16 августа 2021 № 8.3.2.1-21/01
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 зачетных единиц, 2 года, очная форма.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

Биоинформатика

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

Биоинформатика

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2022/2023 учебный год

Биоинформатика

Вид: Прикладная
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КOP-1 Анализирует структурные особенности и взаимодействие макромолекул.

КOP-2 Анализирует свойства естественных и искусственно созданных биологических объектов.

КOP-3 Обоснованно выбирает и применяет в профессиональной деятельности современные компьютерные технологии в соответствии со спецификой решаемых задач.

КOP-4 Разрабатывает и реализовывает в виде программного модуля алгоритм решения поставленной теоретической или прикладной задачи на основе математической модели.

КOP-5 Разрабатывает программное обеспечение для обработки биологических данных математическими методами и методами машинного обучения.

КОР-6 Анализирует свойства и предсказывает влияние органических веществ в различных комбинациях на биологические объекты.

Характеристика профессиональной деятельности:

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональные компетенции.

 

Ш компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1

Способен организовать научно-исследовательскую деятельность.

ПК-2

Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия.

ПК-4

Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики.

ПК-5

Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики

ПК-6

Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий.

ПК-7

Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках.

ПК-8

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности

ПК-9

Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных

ПК-10

Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ

ПК-11

Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики

 

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС:

 

Область профессиональной деятельности

(Реестр Минтруда)

Типы задач профессиональной деятельности

Коды профессиональных компетенций

01 Образование и наука

 

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

 

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

научно-исследовательский;

 

 

проектный

 

 

информационно-аналитический

ПК-1, ПК-2, ПК-4 – ПК-9, ПК-11

 

ПК-1 – ПК-2, ПК-4 – ПК-7

 

ПК-4 – ПК-7, ПК-9

Характеристика образовательных модулей:
Характеристика образовательных модулей ОПСтруктура представленной образовательной программы состоит из следующих стандартных блоков, циклов и разделов.В раздел «Цикл дисциплин направления» входят стандартные для данного направления курсы «Современные методы анализа данных» и «Современные методы принятия решений». В раздел «Цикл дисциплин программы/специализации» входят такие дисциплины как «Молекулярная биология», «Органическая химия», «Биотехнологии», «Вычислительные методы в биоинформатике», направленные на изучение студентами с физико-математическим бэкграундом базовых дисциплин, связанных с вычислительной биологией. В небольшой вариативной части данного раздела предусмотрены дисциплины, позволяющие студенту углубить знания в предметной области на втором году обучения. В зависимости от выбранных курсов студенты могут либо освоить дополнительные компетенции в области математического моделирования лекарственных препаратов на поздних стадиях исследований (предметы “Анализ данных NGS”, “Сравнительная геномика”), либо более детально ознакомиться с дизайном терапевтических молекул (предметы “Молекулярная динамика”, “Вычислительная геометрия”).
Большое внимание в программе уделяется индивидуальной практической работе, заключающейся в выполнении выбранного студентом проекта под руководством преподавателя кафедры или представителя компании. Выполнение проекта предполагает как индивидуальную работу студента, так и еженедельные личные встречи студента с руководителем. В конце каждого семестра проходит защита работы перед студентами, сотрудниками департамента информатики и представителями фарм- и IT-компаний. Кроме того, между первым и вторым годом обучения в магистратуры студенты проходят летнюю практику и в начале сентября вновь докладывают о результатах.
Наряду с практиками в учебном плане предусмотрен научно-исследовательский семинар "Исследование медико-биологических данных".Основными задачами семинара являются:обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение научных исследований, написание научных работ;обучение навыкам научного обсуждения и презентации идей, концепций, результатов исследований, проектов и исследовательских работ;исследование областей применения технологий моделирования биологических систем;знакомство студентов с примерами успешных исследовательских, аналитических и технологических проектов.
Конкурентные преимущества программы
  • программа разработана совместно с ведущей биотехнологической компанией России — BIOCAD, которая прекрасно понимает, что должны знать и уметь специалисты данной сферы, поэтому в программе представлены специальные профильные предметы от практиков отрасли;
  • в рамках научно-исследовательской деятельности программа будет предоставлять актуальные и значимые прикладные задачи биотехнологической индустрии и наставников, представляющих науку и бизнес;
  • программа является междисциплинарной и удачно сочетает в себе элементы вычислительной физики, математического моделирования, анализа данных, программирования и молекулярной биологии, что позволит вам получить великое множество полезных знаний и навыков;
  • платные места на программе финансируются компанией.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. 

 

Профессиональные компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

Код 

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1 

Способен организовать научно-исследовательскую деятельность.

ПК-2

Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия.

ПК-4

Способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики.

ПК-5

Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики

ПК-6

Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий.

ПК-7

Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках.

ПК-8

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности

ПК-9

Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных

ПК-10

Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математике в виде компьютерных программ

ПК-11

Способен оценивать корректность и воспроизводимость применения методов прикладной математики и информатики

 

 

 

Характеристики образовательных модулей программы

Структура представленной образовательной программы состоит из следующих стандартных блоков, циклов и разделов.

В раздел «Цикл дисциплин направления» входят стандартные для данного направления курсы «Современные методы анализа данных» и «Современные методы принятия решений».

В раздел «Цикл дисциплин программы/специализации» входят такие дисциплины как «Молекулярная биология», «Органическая химия», «Биотехнологии», «Вычислительные методы в биоинформатике», направленные на изучение студентами с физико-математическим бэкграундом базовых дисциплин, связанных с вычислительной биологией.

В небольшой вариативной части данного раздела предусмотрены дисциплины, позволяющие студенту углубить знания в предметной области на втором году обучения. В зависимости от выбранных курсов студенты могут либо освоить дополнительные компетенции в области математического моделирования лекарственных препаратов на поздних стадиях исследований (предметы “Анализ данных NGS”, “Сравнительная геномика”), либо более детально ознакомиться с дизайном терапевтических молекул (предметы “Молекулярная динамика”, “Вычислительная геометрия”).

 

Большое внимание в программе уделяется индивидуальной практической работе, заключающейся в выполнении выбранного студентом проекта под руководством преподавателя кафедры или представителя компании. Выполнение проекта предполагает как индивидуальную работу студента, так и еженедельные личные встречи студента с руководителем. В конце каждого семестра проходит защита работы перед студентами, сотрудниками департамента информатики и представителями фарм- и IT-компаний. Кроме того, между первым и вторым годом обучения в магистратуры студенты проходят летнюю практику и в начале сентября вновь докладывают о результатах.

 

Наряду с практиками в учебном плане предусмотрен научно-исследовательский семинар "Исследование медико-биологических данных".

Основными задачами семинара являются:

-          обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение научных исследований, написание научных работ;

-          обучение навыкам научного обсуждения и презентации идей, концепций, результатов исследований, проектов и исследовательских работ;

-          исследование областей применения технологий моделирования биологических систем;

-          знакомство студентов с примерами успешных исследовательских, аналитических и технологических проектов.

Receipt
Перечень профессиональных стандартов

Наименование профессионального стандарта

Реквизиты профессионального стандарта

Обобщённые трудовые функции

Системный аналитик

 

 

 

 

 

 

 

06.022 Профессиональный стандарт «Системный аналитик» (с изменениями на 12 декабря 2016 года) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 809н)

Управление аналитическими работами и подразделением

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Вычислительная биология и биоинформатика»

Перейти к содержанию программы