
Переход от искусства прямого действия к современности
Течение современного отечественного акционизма, которое в данном тексте будет рассматриваться с начала ХХ века, произвело переход от «искусства прямого действия» к созданию, с одной стороны, более абстрактных работ, а с другой – радикальных общественно-политических высказываний.

Конец двадцатого века глазами самих художников
Художники-концептуалисты и акционисты концептуализируют свои идеи не только в произведениях искусства, но и в сопроводительных текстах, а также в воспоминаниях и описаниях своего творческого пути, что поможет нам разобраться в современном искусстве, а именно акционизме, именно с позиции художника. Возможно, это добавит немного объективности в такую необъективную тему.

Российские арт-площадки неофициального искусства: галереи и сквоты
Девяностые для художников в осмысляющих это время текстах рисуются либо как полный крах с отсутствием самосознания и самоидентификации, либо как полная свобода самовыражения и открытость коммуникации. Чтобы приблизиться к пониманию того, как же действительно коммуницировали художники нового государства, необходимо взглянуть на те институции, в которых они самовыражались, творили, представляли миру своё творчество и общались: между собой, с арт-сообществом и со зрителем.

Советские арт-площадки неофициального искусства: магазины и самиздаты
Культурный обмен между художниками уже в самой сути предполагает, что люди, вступающие в коммуникацию, должны быть носителями разных культур. Очевидно, в советской России это было крайне сложно осуществить, что отсекало художников от внешнего профессионального мира, от их зарубежных коллег, от обмена опытом, знаниями и идеями с западными художниками-концептуалистами.

Неофициальное искусство в Москве шестидесятых
Приблизившись к пониманию того, что сформировало течение акционизма на Западе в середине ХХ века, можно провести параллель с отечественным течением, взявшим начало в московском концептуализме.

Формирование жанра: что повлияло на отечественное течение
В послевоенной Вене в шестидесятые годы двадцатого века зародилось искусство прямого действия, или прямое искусство. Художники этого направления стремились связать искусство с реальностью, переломить разделяющую их черту – жестокая, болезненная действительность отражалась в их зачастую шокирующих перфомансах и акциях.

Развитие арт-активизма в России 2000-х годов
Художники и активисты по мере усиления государственного давления постепенно начали терять интерес к созданию профессиональной карьеры в рамках арт-институций, часто при этом отказываясь от статуса “художник”. Всё внимание теперь полностью направлено на процессы, происходящие непосредственно в обществе. Так, главной темой становится вопрос о границах и пределах художественного высказывания.

Акционизм 1990-х как зарождение арт-активизма в России
Истоки этого движения зародились ещё в СССР, однако создать устойчивое протестное арт-движение в такой государственной системе было трудно, практически невозможно. Только после распада СССР в формирующемся государстве уже российские художники получили возможность свободно заниматься актуальным политическим искусством. Из-за расширения социально-политического контекста они стали искать новые связи между событиями, акциями и идеологиями, равно как и новые способы выражения своих мыслей.

Арт-активизм. Прошлое, настоящее и будущее
Что такое арт-активизм и каким он бывает, как появился и куда идёт.