Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 123, каб. 205, 218
Телефон: 61143
М.: Издательство Московского университета, 2023.
Dunas D., Babyna D., Boyko O. et al.
World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 3. P. 21-35.
В кн.: XXIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Учения об управлении организациями: прошлое, настоящее, проблемы».. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2024. С. 127-132.
Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.
Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.
Якутские кинокартины собирают миллионы рублей в прокате, уверенно окупая свои бюджеты, удостаиваются высоких наград на престижных международных фестивалях, картинка становится качественнее, а продакшн – профессиональнее. Такое мнение высказала старший преподаватель кафедры журналистики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Ульяна Охлопкова во время показа первого современного якутского фильма «Серединный мир».
Показ состоялся в рамках проекта «ВидеоВышка» при участии Арктического государственного института культуры и искусств. Он начался с обращения режиссера «Серединного мира» – Алексея Романова. Приветствуя студентов и преподавателей НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, он подчеркнул, что его картина явилась стартовой точкой для развития киноиндустрии республики Якутия.
– Можно сказать, что с этого фильма началось становление якутского кино. Многие из вас знают его по игровым картинам. Но якутское кино – это не только игровые, но и документальные, научно-популярные и другие фильмы. Что же касается «Серединного мира», то это видеоэнциклопедия культуры народа саха, – отметил режиссёр.
Поразительно, но расцвет якутского кино начался в начале 1990-х годов на фоне всеобщего упадка киноиндустрии в России. Руководитель программы «Кино» Арктического государственного института культуры и искусств Сардана Саввина напомнила, что именно в 1992 году власти Якутии решили создать национальную компанию. Это позволило молодым якутским авторам снимать фильмы и воплощать в жизнь свои идеи.
– В нулевые годы, когда уже появилась «цифра», процесс ускорился, намного проще стало снимать кино. Вот тогда у нас поднялась мощная волна – мы её называли «якутский кинобум». Кинотеатры могли и не брать эти картины в прокат, но они взяли. И удивились тому, что зритель их высоко оценил, – пояснила Сардана Саввина.
Старший преподаватель кафедры журналистики СВФУ Ульяна Охлопкова согласна со своей коллегой – по её словам, молодость якутского кинематографа вовсе не помешало ему добиться существенных успехов.
– Якутскому кино чуть больше 30 лет. За эти годы оно менялось, режиссёры и продюсеры использовали разные форматы, меняли подходы к производству. Но их фильмы всегда находил отклик в сердцах людей. Если в начале своего пути якутское кино основывалось преимущественно на мифах и легендах, то современные работы в большей степени посвящены острым социальным проблемам. Эта тематика еще охотнее поддерживается аудиторией, что подтверждается данными о кассовых сборах в кинотеатрах. Но всё же символично, что знакомство с якутским кинематографом у гостей «ВидеоВышки» началось именно с первого полнометражного фильма «Серединный мир», – отметила исследовательница.
«Серединный мир» был снят в 1993 году режиссёром Алексеем Романовым. Это документально-игровая картина о древних традициях народа саха, которые постепенно уходят в прошлое. В фильм подробно показаны якутские обычаи, связанные с разными периодами жизни – от рождения до смерти. В картине также повествуется о национальных праздниках, божествах и предназначении человека.